Эрмитаж открывает Петербургу графические шедевры Альбрехта Дюрера

07.12.2021, 21:21

Видеосюжет: Лана Конокотина
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Николаевском зале Зимнего дворца открылась масштабная выставка к юбилею мастера эпохи Возрождения «Альбрехт Дюрер. К 550-летию со дня рождения». 400 экспонатов, среди которых резцовые гравюры и ксилографии предоставили Государственный Эрмитаж, Российская национальная библиотека, Третьяковская галерея, Ярославский художественный музей.

«Дюрер оскорбил бы свои произведения, если бы решил внести в них краски», — эти слова, которые приписывают Эразму Роттердамскому, могли бы стать эпиграфом к главной эрмитажной выставке этого года. Родившийся 550 лет назад гений северного Возрождения хоть и оставил потомкам почти сотню живописных картин, прославился, в первую очередь, своей графикой.

Главная часть экспозиции — резцовые гравюры и ксилографии. Знаменитые серии, в числе которых принесший общеевропейскую славу «Апокалипсис». Зловещие листы были впервые выпущены Дюрером за два года до конца XV века.

На собственные средства и на злобу дня: многие верили, что грядет конец света. Одной печатной графикой мэтр, разумеется, не ограничивался. Знал в совершенстве все техники своего времени: владел акварелью, углем, гуашью, карандашом, очень любил работать пером.

Главной звездой выставки стал эрмитажный носорог. Во времена художника экзотического зверя впервые за тысячу лет привезли в Европу. Но мало кто успел несчастного увидеть: великан по пути в Италию утонул. Художнику пришлось создавать образ по воспоминаниям и зарисовкам очевидцев.

Светлана Мурашкина, научный сотрудник отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа: «Дюрер, не видя живого носорога, создает изображение, где переплетаются реальность и фантастика. С этими латами, в которые носорог закован, со святым рогом на затылке, которого нет у реального носорога».

Что же касается портретов, к этому разделу кураторы подошли с юмором: разместили рядом лицом к лицу жену и лучшего друга Дюрера, при жизни друг друга просто не переносивших. Изображения самого мастера на выставке, разумеется, тоже присутствуют.

Еще одной сенсацией стали специально отреставрированные к выставке витражи, созданные по картинам Дюрера для лютеранской церкви Петра и Павла на Невском проспекте. В советское время интерьеры храма были изуродованы: в них разместили бассейн. Шедевры же из стекла вместе с другими памятниками все эти годы бережно хранил сегодняшний именинник Эрмитаж.

Читайте также