БКЛ: история, рекорды и перспективы московского метро

07.12.2021, 16:36

Фото: РИА Новости © 2021, Илья Питалев.
Видео программы «Сегодня»

Одновременный ввод сразу 10 станций Большой кольцевой линии стал уникальным случаем в истории столичного метрополитена. Участок проходит через 11 районов, где живут 1,4 млн человек. До 600 тысяч пассажиров будут пользоваться новыми станциями каждые сутки.

Строительство БКЛ сопровождалось рекордами с самого начала, проект по масштабу превосходит все, что делалось в мире в сфере метростроительства.

Истоки проекта БКЛ можно найти еще в 1947 году, когда возник план строительства полукольца метро на юге и востоке Москвы на расстоянии двух-трех станций от строящейся Кольцевой линии метро. К идее второго кольца вернулись в 1971 году, однако в итоге работы были отложены на неопределенный срок.

В 2000-х годах московские власти разрабатывали проект хордовых линий, связанных между собой пересадками. В 2006 году занимавший тогда должность начальника метрополитена Дмитрий Гаев ввел в оборот название «Третий пересадочный контур» (первым контуром считались станции пересадок внутри Кольцевой линии, вторым — само кольцо).

2011-й год можно считать годом рождения современной БКЛ — Третий пересадочный контур решено было сделать его частью. Тогда были разработаны проекты станций первой очереди, в ноябре началось строительство первого участка. В сентябре 2017 года Сергей Собянин провел технический пуск движения от станции «Деловой центр» до «Петровского парка», а 26 февраля 2018 года этот маршрут полноценно заработал.

БКЛ полностью замкнут уже в 2022 году. Всего на линии длиной 70 км будет 31 станция, после ввода в строй БКЛ станет самым протяженным метрокольцом в мире. Нынешний рекордсмен — линия в Пекине, она будет короче московской на 13 км. На строительстве этого грандиозного объекта круглосуточно в три смены работают более 15 тысяч человек.

В 2020 году московские метростроители установили очередной рекорд — по числу одновременно работающих тоннелепроходческих комплексов. В один момент использовались 23 огромные машины. На строительстве западного участка БКЛ отмечен рекорд по скорости ведения работ таким комплексом — 500 погонных метров в месяц. Стоит отметить, что работы над БКЛ ведутся в сложных условиях. В московском грунте много воды, которая скапливается в пустотах карстовых пород. Массы песка, смешиваясь с глиной и водой, образуют плывуны, которых проходчики считают своим самым неприятным врагом. Для борьбы с плывунами при работах над БКЛ применялся жидкий азот или холодильные установки, которыми замораживали опасные участки. Специалистам приходится вести работы в условиях плотной городской застройки, что также осложняет их задачу.

БКЛ позволит миллионам москвичей и гостей города сэкономить время в передвижениях по столице. Новая линия разгрузит действующую Кольцевую и станции в центре. У многих жителей юго-запада и юга Москвы метро впервые появится в шаговой доступности.

Связанные новости

Читайте также