Снос памятников и запрет георгиевских лент: кому и зачем выгодно «забывать» историю

05.12.2021, 19:01

Видеосюжет: Алим Юсупов
Видео программы «Итоги недели»

В России отмечают 80 лет подвигу советских людей, оборонявших Москву. В битве за столицу погибли почти миллион красноармейцев. Впереди были еще годы войны, но именно битва под Москвой дала первую надежду на победу. В том числе, и для Европы, которая в тот момент была почти полностью оккупирована фашисткой Германией. Но теперь спустя десятилетия выясняется, что не всем понятно, кто был оккупантом, а кто освободителем.

Официальная позиция многих политиков стран Балтии — именно Советский союз был агрессором и все, что с ним связано, особенно когда речь идет о советской армии, должно быть предано забвению. В Латвии законодательно запретили георгиевские ленточки на публичных мероприятиях.

Мирослав Митрофанов, депутат Рижской Думы: «Когда латвийские власти, то есть правящие консервативные партии, запрещают георгиевскую ленточку, они бьют именно по самому больному месту, то есть по русской идентичности. Таким образом они говорят: ага, мы знаем, что вам будет больно и неприятно, мы вам эту боль причиним именно потому, что нашим избирателям от этого будет удовольствие. То есть это садистское удовольствие от того, что соседу по стране плохо и больно».

Многие русскоязычные латвийцы уверены, что власти хотят нанести удар и по памяти о войне, и одновременно продемонстрировать недружелюбное отношение к современной России. При этом в самом латвийском обществе агрессии куда меньше. На днях в Капседе не снесли, а наоборот, установили памятник советскому солдату. Активисты, стараниями которых монумент появился, спокойны, никто из местных жителей его не тронет, такие символы раздражают только тех, кому выгодно забывать историю.

Евгений Осипов, общественный деятель, член партии РСЛ (Русский союз Латвии): «Для нас не секрет, что Латвия, Польша, Литва, Эстония — они на передовой этого русофобского фронта, поэтому им тоже нужно громче всех лаять. А какие причины там? Вот русских много, русский язык не нравится, вот солдаты тут какие-то с памятниками. Причин-то больше нет. Вокруг этого нагнетается истерия».

Борьба с монументами иногда приобретает гротескные формы. В центре Вильнюса демонтировали памятник писателю Пятрасу Цвирке. Он считается классиком литовской литературы, и к его книгам у властей претензий вроде нет, но писал не в то время — в советское.

Валдас Бенкунскас, вице-мэр Вильнюса: «Цвирка был пособником советской власти. Мы отделяем литературные заслуги Цвирки от его политической деятельности. Памятник ему установили не за творчество, а за принадлежность к партийной номенклатуре, нужно понимать этот исторический контекст».

Но история и ее контексты — часто лишь инструмент извлечения сиюминутной политической выгоды. Почти одновременно на Украине и в Польше вновь решили поднять вопрос о компенсациях за немецкую оккупацию. В Варшаве уже объявили о создании целого исследовательского института по оценке ущерба. Также действуют и в Киеве. Но только пытаясь получить деньги с Германии за ущерб нанесенный фашистами, еще и чествуют тех, кто с ними сотрудничал.

На этой неделе вновь заговорили о судьбе монумента «Родина-мать» в Киеве. Это одно из самых больших и величественных подобных сооружений в Европе и визитная карточка украинской столицы. Уничтожить скульптуру целиком у властей пока не хватает ни денег, ни решимости. Предлагают полумеры, в том числе, нестандартные, например, превратить «Родину-мать» в архангела Михаила. Или убрать с щита советский герб. Прагматики предупреждают, даже это потребует больших денег и очень опасно. Щит — один из элементов балансировки огромной фигуры, попытки его изменить могут закончиться плачевно.

Алим Юсупов

Связанные новости

Читайте также