В Хакасии опека передала ребенка матери-убийце с шизофренией

01.12.2021, 14:27

Видео программы «ЧП»

Судмедэксперты в Хакасии должны ответить на вопросы, от которых зависит жизнь 8-летней девочки — насколько тяжелая у ее матери форма шизофрении и способна ли она воспитывать дочь.

О проблемах с психическим здоровьем женщины стало известно после того, как она убила мужа — отца девочки. Пока обвиняемая проходила лечение, опекунство над ребенком оформила сестра убитого (родная тетя). Теперь женщины не могут прийти к единому решению и обратились в суд.

Елена Кожевникова семь с половиной лет растила дочь своего убитого брата, которого убила жена. Срок в колонии ей заменили лечением в психиатрической больнице. Освободившись оттуда, она с помощью органов опеки забрала дочь.

Елена Кожевникова, бывший опекун девочки: «Она убила человека, она находится до сих пор на принудительном лечении только в амбулаторных условиях. Ребенок увидел женщину в первый раз, он считал нас своими родителями. Она не хотела ехать к ним».

Сейчас у уже бывшей опекунши нашлось немало весомых аргументов против возврата девочки родной матери, главный из них — человек, страдающий психическим расстройством, может быть непредсказуем, а значит, опасен. При этом органы опеки мешать воссоединению семьи не стали. Оказалось, что Анастасия родительских прав не лишена, опасности для общества не представляет (так заключил лечащий врач), поэтому имеет право забрать ребенка, который увидел ее впервые в жизни, и растить, как считает нужным.

По закону факт наличия психического заболевания сам по себе не является поводом для ограничения в родительских правах. Но шизофрения, объясняют врачи, не лечится и, чтобы оценить риски, важно понимать форму заболевания. Только при правильной терапии, верно подобранной дозировке лекарств и наблюдении жизнь самого страдающего недугом и окружающих можно сделать безопасной.

Артём Гилёв, психиатр: «Может быть, что у человека просто будет расстройство, нарушено мышление, идеи, но опасности он представлять не будет. Но нельзя исключать, что человек снова может совершить противоправное деяние, раз голоса ему в тот раз приказали, возможно, они и в этот раз прикажут сделать что-то нехорошее».

За судьбу второклассницы переживает без преувеличения вся деревня. В дело уже вмешался глава Бейского района Иннокентий Стряпков. Чиновник на свой страх и риск подписал постановление и поручил соцработникам забрать ее у матери и вернуть тете-опекуну.

Иннокентий Стряпков, глава Бейского района: «Когда я его подписывал, я руководствовался здравым смыслом. Не имея результатов экспертизы, мы не можем говорить о состоянии здоровья матери. Я считаю, что оставили в опасности».

Однако некоторые подчиненные восприняли это как должностное преступление, хотя по логике во главе должен стоять вопрос благополучия ребенка, который сейчас находится в опасности.

Светлана Граф, экс-начальник управления образования администрации Бейского района: «Там было написано, чтобы мы забрали несовершеннолетнего ребенка у мамы и передали эту девочку бывшему опекуну. Так как управление образования не согласилось исполнять этого постановление, было сказано: или увольняйтесь самостоятельно, или я вас уволю, что и было сделано».

Возможно, самым правильным решением было бы воспитывать девочку всем родственникам вместе, но Елена не может простить убийство брата. Она подала иск о лишении матери школьницы родительских прав. Анастасии назначили психолого-психиатрическую экспертизу. Специалисты должны безошибочно сказать, представляет ли она опасность для дочери. Ждать результатов придется месяц, а может, и больше. На просьбу вернуть девочку хотя бы на это время тете ответили отказом. Поместить школьницу в какое-то нейтральное, безопасное место тоже отказались.

Читайте также