В разы дешевле и чище: особенности работы судна на сжиженном природном газе

29.11.2021, 11:00

Видео программы «Чудо техники»

Борьба за чистоту окружающей среды — это мировая тенденция, и коснулась она и транспорта. Например, на самолеты теперь ставят двигатели, которые эффективнее расходуют керосин, то есть меньше загрязняют воздух. А флотский мазут и дизель, на котором ходят суда, инженеры предлагают заменить альтернативным топливом — сжиженным природным газом.

В России уже умеют строить корабли, работающие на таком топливе. Первое в стране пассажирское судно на сжиженном природном газе выпустили на заводе в Зеленодольске. «Чайка» задумывалась как прогулочный теплоход. Капитан Роман Лизалин управляет судном второй год и говорит, что новые технологии позволяют и экономить.

Роман Лизалин, капитан корабля: «Расход газового топлива ничуть не выше, а где-то и меньше, чем дизельного. И самое главное — его стоимость, естественно: в разы дешевле, чем топливо дизельное».

Сжиженный природный газ — это так называемое криогенное, то есть сильно охлажденное топливо. Вместо обычных баков здесь гигантские термосы.

Ильдар Мингалеев, советник гендиректора судостроительной корпорации: «Жидкий газ, выходя из емкости, при температуре минус 163 градуса, охлаждает трубу настолько, что влажность окружающей среды превращается в лед и в снег».

Около 8 тысяч кубометров газа занимают на борту меньше 14 кубометров пространства — чистая физика. В этом смысле он напоминает знакомый всем жидкий азот. Согреваясь и испаряясь, он превращается в довольно большое облако: 1 литр жидкости в итоге даст почти 700 литров газообразного азота. То же самое с природным газом: при охлаждении и переходе в жидкое состояние он уменьшается в объеме в 600 раз.

Единственная в России плавающая «заправка» со сжиженным газом — бункеровщик «Газпром нефти» «Дмитрий Менделеев». Он может перевозить в криогенных ёмкостях почти 6000 кубометров топлива в сжиженном виде. Для поддержания этого агрегатного состояния используется самый простой способ — естественное свойство жидкостей, когда испаряемость, понижает температуру. И получающийся газ, конечно, не выпускают без дела в атмосферу.

Алексей Коткин, второй механик бункеровщика: «Мы просто на нем ездим и вырабатываем электроэнергию для наших внутренних нужд».

Судя по всему, газомоторных кораблей будет становиться все больше. Эксперты ожидают, что скоро спрос на сжиженный природный газ составит от 10 до 40 миллионов тонн в год. И это будет хорошо и для экономики, и для природы.

Читайте также