Смертельный градус: почему процветает рынок нелегального алкоголя

25.11.2021, 17:35

Видео программы «ЧП. Расследование»

Смертельная волна суррогатного алкоголя захлестнула сразу несколько российских регионов. Люди травятся и гибнут. Но почему же, несмотря на очевидную опасность, россияне продолжают покупать ядовитую паленку?

Студенческая вечеринка в Татарстане закончилась массовой госпитализацией. Тринадцать человек оказались в реанимации с сильнейшей интоксикацией метанолом, умерла 20-летняя студентка. Три человека скончались в Кургане. В соседнем Екатеринбурге жертвами паленки только по официальным данным стали уже 24 человека.

В Москве трагедия произошла во время свадебного застолья. После суррогата врачи откачали всех, кроме жениха. Вместо медового месяца молодая вдова теперь носит траур. Но самые масштабные за последние несколько лет отравления подпольным алкоголем произошли в Оренбуржье. Там число летальных исходов от 40-градусной отравы увеличилось уже до 34. Как выяснили сыщики, убийственное зелье бодяжили в промышленных масштабах. Крупные партии сначала сбывались на оптовых базах и рынках, а затем реализовывались по маленьким магазинам, чаще всего в сельской местности. Теперь подозреваемые льют слезы. В это раскаяние мало кто верит. Ведь тот, кто изготавливал суррогат, а потом продавал, прекрасно осознавал, что, по сути, торговал смертью.

Современное бутлегерство — это огромный бизнес. По самым скромным подсчетам специалистов, более 40% продукции на российском алкогольном рынке — так называемая паленка. От суррогата каждый день умирают свыше ста жителей России. В год эти потери сопоставимы с населением небольшого города. Но это не останавливает нерадивых предпринимателей, неспособных противостоять искушению свверхприбыли. Жажда к обогащению заставляет их повышать смертельный градус даже сейчас, когда несколько регионов накрыла волна отравлений контрафактным алкоголем.

По сути нелегальный алкоголь может быть двух видов — заводской, но без акцизных марок, и кустарный. Первый тип по большей части производится на небольших официальных спиртзаводах во вторую смену. Сотрудники прибирают к рукам пустые бутылки, крышки, списывают часть этилового спирта и других составляющих — разлили, уронили, якобы пришло бракованное. Таким нехитрым способом можно получить хорошую прибавку к зарплате. Кустарное производство более сложное, но самое распространенное. Им занимаются как небольшие недобросовестные «предприниматели» на дачах, в гаражах, так и довольно крупные на специально арендованных складах.

У многих возникает резонный вопрос — как вообще смертельно опасный метанол попадает в руки кустарных производителей алкоголя? Ведь вряд ли кто-то специально будет заказывать бочку с техническим спиртом, чтобы отравить всех в округе.

Павел Невольниченко, юрист «Умысла в виде наступления смерти этих граждан, конечно, у продавцов не было. Это вероятнее всего ошибка кого-то из субъектов на какой-то стадии, когда условно из одной бочки, из одной банки перелили не то, что должны были перелить».

Употребление суррогата эксперты объясняют прежде всего низкой ценой. Поэтому многие специалисты считают, что урегулировать вопрос в какой-то мере можно, если ввести такое понятие как социальный алкоголь.

Павел Невольниченко: «Когда будет низкая стоимость алкогольной продукции именно для тех субъектов этих граждан, которые реально не могут приобретать себе алкоголь по высокой стоимости. Зарубежные страны некоторые уже внедрили практику, когда асоциальные люди или люди без определенного места жительства, им реализуется такая продукция. Это снижает количество суррогатный продукции, которая реализуется на территории того или иного региона».

Законодатели в свою очередь считают, что давно пора ввести запрет на оборот метилового спирта, а пока вопрос будет на обсуждении, как можно скорее установить его строгую отчетность.

Бой алкогольным фальшивкам государство объявило давно. Самый масштабный инструмент госрегулирования — единая государственная автоматизированная информационная система. Электронная база, в которой хранится подробная информация о каждой легально изготовленной бутылке с алкоголем. Понятно, что суррогат проходит мимо нее. Именно поэтому сейчас, когда идут серьезнейшие разбирательства, преступники спешно пытаются избавиться от улик.

За последние пару месяцев полицейские и общественники выявили сотни производителей и торговцев нелегальным алкоголем. Однако эксперты уверены, что их место вскоре займут другие бутлегеры. Ведь пока есть спрос на так называемую паленку, будет и рыночное предложение. А значит и смертельный градус будет расти. Так возможно ли избавиться от нелегального алкоголя? Специалисты уверены, что государству это сделать под силу. Для этого необходимо создать честные условия работы на рынке — начиная со взвешенной акцизной политики и заканчивая воспитанием у россиян культуры пития и ответственного отношения к собственному здоровью.

Читайте также