Как указ Путина о гуманитарной поддержке изменит ситуацию в Донбассе

20.11.2021, 19:47

Видео программы «Центральное телевидение»

На этой неделе США закончили поставку обещанной Украине военной помощи. «Сегодня Украина получила из Соединенных Штатов примерно 80 тысяч килограммов боеприпасов», — сообщил в понедельник представитель американской дипмиссии. 80 тонн оружия и боеприпасов — это целый железнодорожный вагон, под завязку нагруженный смертью. При этом в подготовке агрессии Киев и Вашингтон продолжают громко обвинять Россию. А под аккомпанемент этого информационного шума Верховная рада собирается принять закон «О государственной политике переходного периода». Россия в документе называется «государством-агрессором», а ДНР и ЛНР — «оккупационными администрациями».

Пока министр обороны Украины в Вашингтоне просит еще боеприпасов, другой — уже внутренних дел — Денис Монастырский, выступая в Верховной раде, говорит о необходимости выделить 17 миллиардов гривен на строительство стены вдоль украинской границы с Россией и Белоруссией.

Денис Монастырский, министр внутренних дел Украины: «Надежное противодействие агрессии — это укрепление государственной границы Украины с Российской Федерацией и Республикой Беларусь».

В последний раз Украина собиралась строить что-то подобное по инициативе Арсения Яценюка. Тогда этот процесс застопорился из-за уголовных дел о коррупции. Впрочем, стены Украина умудрилась возвести внутри себя, объявив полную экономическую блокаду мятежным регионам, рассказывает политик Евгений Мураев.

Евгений Мураев, депутат Верховной рады VII и VIII созывов: «Украина теряет даже перспективу возврата неподконтрольных территорий и уж тем более реинтеграции их в современную Украину. Могу однозначно сказать: у постмайданной власти такой задачи никогда и не стояло, поскольку люди, там проживающие, могут серьезно изменить электоральную картину».

И все эти годы Донбасс учился жить отдельно от Украины. Каково это — разорвать все сложившиеся экономические связи, знает директор Ясиноватского машиностроительного завода Владислав Мурай. Даже в 2014 и 2015 годах производство здесь не остановилось. Вот и сейчас собирается очередной горнопроходческий комбайн. Цена одного такого комбайна для конечного покупателя 35–40 миллионов. Сейчас в год в этих цехах производится десяток машин. Мурай говорит, что можно делать в два-три раза больше, но заработать в полную силу мешает неопределенный статус непризнанных республик.

Владислав Мурай, директор Ясиноватского машиностроительного завода: «Многим нашим заказчикам не только в России, но и в странах СНГ приходят письма от СБУ с призывом не работать с нашим заводом».

Главным рынком сейчас остается российский, но на нем продукция Ясиноватского завода из ДНР считается импортом.

Владислав Мурай: «Если бы мы были в одном экономическом пространстве, это бы позволило нам сократить сроки поставок комбайнов, уменьшить сроки поставок сырья, увеличить зарплаты и снизить стоимость».

И вот на этой неделе Владимир Путин подписал указ, который вполне может стать судьбоносным, рассуждает экономист Алексей Зубец.

Алексей Зубец, директор Института социально-экономических исследований Финансового университета при правительстве России: «Это перемещение товаров через границу без ограничений, это признании сертификатов, это означает вхождение Донбасса в российское экономическое пространство. Снятие перегородок между российским рынком и ДНР и ЛНР позволяет им в том числе участвовать госзакупках, а госзакупки — это очень большие деньги».

Глава ДНР Денис Пушилин называет указ Путина отправной точкой для развития экономик республик. Он говорит, что Донбасс может поставлять на российский рынок десятки наименований товаров: от горнопроходческих машин и угля до картона, бумаги, злаков и конфет.

Путь в Россию товаров из непризнанных республик оказался неблизким и извилистым. Все сделано в Донецке, но страной-производителем указана Украина. Ведь до сих пор формально это и была украинская продукция, которая подпадала под все пошлины и ограничения. Но этим указом ЛНР и ДНР «в порядке исключения на период до урегулирования политической ситуации» отделяются от Незалежной и могут поставлять товары в Россию вне квот и без пошлин.

Но если со стороны России барьеры шаг за шагом снимаются, то о происходящем на украинском направлении лучше всего известно военным. Офицер народной милиции ДНР проверяет позиции.

Александр, офицер народной милиции ДНР: «Мы находимся на пункте воздушного наблюдения. Здесь наши военнослужащие несут дежурство, наблюдая за небом. Здесь днем и ночью прилетают беспилотные летательные аппараты».

От мирных инициатив президента Зеленского, похоже, ничего не осталось.

Александр: «За последние 20 минут около 10 мин прилетело в район позиций, а стрелковое оружие мы не считаем».

В 800 метрах отсюда украинские позиции. За ними Марьинка, контролируемая ВСУ. Неужели большая война снова может начаться в любую минуту?

Читайте также