Физики-ядерщики изучают кости и волосы Ивана Грозного и его жены

19.11.2021, 12:01

Видеосюжет: Алексей Ивлиев
Видео программы «Сегодня»

Представители научной дисциплины, весьма далекой от археологии и истории, надеются получить ответ на вопрос: как жил Иван Грозный? Речь идет о сотрудниках Объединенного института ядерных исследований. Они изучают останки российского царя с помощью ускорителя частиц.

В лаборатории абсолютно стерильно: бахилы на ногах, перчатки на руках и маска при работе с образцами на лице. Сотрудники некурящие или бросают на время работы с археологическими находками, иначе возможно попадание биоматериала ученых и некоторого количества никотина на исследуемые артефакты, а это приведет к искажению результатов анализа.

Ольга Филиппова, старший научный сотрудник Объединенного института ядерных исследований: «Не дай бог ни дунуть, ни прикоснуться, поскольку одно прикосновение руки может испортить содержание элементов, таких, как натрий или хлор, то есть то, что содержится в жидкостях организма».

Все образцы тщательно задокументированы, сфотографированы, очищены. Сегодня это кусочки средневековой керамики. Совсем недавно были кости и волосы, принадлежавшие Ивану Грозному и членам его семьи. Образцы перемалываются. Принцип тот же, что используется для размельчения зерен в кофемолке.

В шаровой мельнице образцы помещаются в размольный стакан, с помощью шариков на больших оборотах перемалывается в мелкий порошок, затем все тщательно взвешивается и отправляется на облучение.

В верхнем зале ускорителя ЛУИ-200. Здесь находится уникальный аппарат высотой больше 21 метра. Археологи, помимо привычных скребка, кисточки и скальпеля, получают в свое распоряжение уникальный инструмент, который позволит разгадать вековые тайны.

С помощью лучевой пушки физики-ядерщики обстреливают электронами мишени, в зависимости от их типа на выходе получают нейтроны или гамма-частицы, ими и облучают образцы. Каким бы микроскопическим количеством ученые не располагали, получают очень точные данные. Говорят, если бы хранители Лувра передали им портрет Моны Лизы, он бы не пострадал, а результаты многое бы поведали о тайнах создания шедевра.

Евгений Голубков, заместитель главного инженера установки: «Не подвергая разрушительному воздействию, понять, какие краски использовались при этом, определить химический, молекулярный состав этих красок. Зная почвенные карты, смогли бы понять, где эти краски сделаны, а, возможно, и кем».

При этом уровень радиации при использовании установки таков, что видеокамера выгорела бы за сутки, а человек без средств защиты за минуты получил бы смертельную дозу. Зона спецдопуска с включением установки превращается в зону запрета. Как доставить и как забрать облученные образцы для исследований? Специалисты международного центра в Дубне разработали систему, напоминающую пневмопочту.

Валерий Лобачёв, инженер-программист: «Мигающий светодиод говорит, что контейнер прилетел в зону облучения».

Подобный союз физиков и лириков уже дал массу интересных открытий для науки. Самое важное из них — подтверждена версия историков, что жену Ивана Грозного могли отравить.

Андрей Дмитриев, начальник группы нейтронно-активационного анализа: «В волосах Анастасии Романовны были обнаружены значительные количества ртути. Данные анализа позволяют археологам сделать предположение о том, что первая российская царица была отравлена».

Облучению подверглись и частички останков самого Ивана Грозного, и других первых лиц российского государства Смутного времени. Теперь археологи внимательно изучают данные, подготовленные для них физиками-ядерщиками. Возможно, впереди еще более удивительные открытия.

Читайте также