В Лондоне открылась выставка Фаберже

19.11.2021, 11:27

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

«Ничего подобного Лондон еще не видел», — так британские искусствоведы отзываются о выставке, которая открылась в одном из музеев. В экспозиции представлены шедевры мастерской знаменитого ювелира Фаберже, в общей сложности это 200 предметов, которые хранятся в Эрмитаже, Московском Кремле и королевской коллекции Елизаветы II.

В музее Виктории и Альберта выставка Фаберже за последние полвека третья и самая объемная — 200 предметов из 51 собрания. Здесь вещи из музеев Москвы и Петербурга, а также музеев и частных собраний за пределами России, включая коллекцию Елизаветы II.

Ханна Форби, куратор Музея Виктории и Альберта: «Мы с благодарностью приняли предложение Ее Величества выставить часть ее вещей, потому что нам важно показать, что связи Фаберже с нашей королевской семьей были важны для развития искусства Фаберже не только в России, но и в Британии, что выбирали король с королевой, выбирали все».

Из четырех филиалов петербургской фирмы Фаберже только один открылся за границей — в Лондоне в 1903 году. Не в Париже, поскольку ювелир работал по заказу императорского дома, а во Франции с императорами было к тому времени окончательно покончено.

В Лондоне продавали только готовые изделия. Англичане любили зверюшек, им присылали лошадей и носорогов с клеймом Фаберже. Джон Булль из яшмы — собирательный комический образ англичанина, вроде нашего кукольного Петрушки. Есть также ветеран британской армии из кварца, а кварц по-немецки означает «твердость». Его купил король Эдвард VII.

Кейран Маккарти, главный куратор музея Виктории и Альберта: «Это история из эры романтизма. Никто никогда не покупал изделия Фаберже для себя самого. Если бы я 100 лет назад полюбил прекрасную русскую девушку, лучший способом сообщить ей о своей любви был бы подарок в виде драгоценности от Фаберже. Но эра высокого романтизма окончилась революцией».

Эдвардианская Англия, в отличие от нынешней, была русофильской, а не русофобской. Тогда был спрос на изделия в стиле a la russe: птица-тройка, сани, снег, Богоматерь с Христом в драгоценном окладе — все это в Лондон присылали из Петербурга и Москвы почтой. Не так, как сейчас.

Елена Гагарина, генеральный директор Государственного историко-культурного музея-заповедника «Московский Кремль»: «Перевозят обычно каждую из этих вещей два сотрудника. Для них делают специальные климатические кейсы, их с охраной перевозят ручной кладью».

Из Московского Кремля в лондонском музее три пасхальных императорских яйца: «Трехсотлетие дома Романовых» — с портретами всех 18 Романовых. Не знал Фаберже, что это окончательный портрет династии, не придется его потомкам-ювелирам через 50 лет делать новое яйцо, еще больше, добавляя новые портреты. Есть яйцо с миниатюрным Александровским дворцом в Царском Селе. Это последний дом последних Романовых, дальше у них будет только дом ипатьевский.

Самое большое — яйцо-Кремль, стоящее на Успенском соборе, где короновали российских императоров. Яйцо из Петербурга — самое первое, сказочное, золотое, с Курочкой Рябой внутри.

В лондонском музее пасхальные императорские яйца расставили так, чтобы получилось по паре творений, созданных в один год: одно — жене, другое — матери. И так от отца к сыну, от Александра III к Николаю II, через Первую мировую войну — в историю. Фирма Фаберже перестала существовать в один год с Российской империей.

Россия, Революция, Романтика — три «р». Россия, которую не понять, особенно здесь, романтика, которую не описать словами, революция, которую однозначно не оценить. Яйца — это символ Пасхи, то есть возрождения. И это яйца из русских народных сказок, тех самых, в которых лежит игла, а в игле — погибель. В данном случае, погибель империи, прекрасной, сказочной и хрупкой, как ювелирное чудо Фаберже.

Читайте также