Страдание, страсти, искупление: в Малом театре состоялась премьера спектакля «Пётр I»

02.11.2021, 10:49

Видеосюжет: Алина Репина
Видео программы «Сегодня»

Новый взгляд на вечную проблему отцов и детей представил Малый театр. Премьеру спектакля «Пётр I» приурочили сразу к двум важным датам — 300-летию с того момента, как Россия стала империей, и 350-летию со дня рождения Петра I. В основу постановки лег роман Дмитрия Мережковского. Зрителю предстоит самому решить, кто ему ближе, — властный правитель-отец, который готов на все ради государства, или его сын, который хочет жить своей жизнью.

Историю о Петре I и сыне его Алексее в России спустя четыре века воспринимать сложно не потому, что она устарела, напротив, сюжет на все времена: нелюбимый сын идет против отца и расплачивается за это жизнью.

Сложность в том, чтобы этот вечный сюжет отделить от некогда единственно верных советских трактовок. Кто не читал обласканный Сталиным роман Алексея Толстого? Кто не смотрел снятый по его же (Толстого) сценарию двухсерийный фильм, где Пётр — герой, поднимающий страну с колен, а царевич — жалкий перебежчик.

В Малом театре к теме отцов и детей в рамках отдельно взятой монаршей семьи нашли подход потоньше. За литературную основу взята финальная часть трилогии символиста Дмитрия Мережковского «Христос и Антихрист». Это богословско-философский роман, написанный за 30 лет до романа Толстого.

Спектакль называется «Пётр I», но он не совсем о Петре. Главное место занимает царевич Алексей. Он все так же жалок, не хочет продолжать реформы отца, исступленно пьет, рыдает навзрыд. Царевич до такой степени боится отца, что при виде его посланника, словно ребенок, прячется под одеялом.

Это было бы смешно, если бы не было так жутко. По Мережковскому царевич — фигура трагическая, почти юродивая. Царевич ни много ни мало хранитель христианской Руси, который на вопрос «почему в России все так плохо?» отвечает: мы голые, пьяные, нищие, но в нас Христос.

Станислав Сошников, исполнитель роли царевича Алексея: «Он боролся за ту Россию, которая была до Петра. за деревянную, с храмами. Боролся он активно, не по-божески, но боролся».

И Алексея, и Петра здесь словно писал Достоевский. Герои страдают, мучаются страстями, которые в конце, конечно же, завершатся искуплением.

Андрей Чубченко, исполнитель роли Петра i, заслуженный артист России: «Здесь существует всепрощение. Под гнетом обстоятельств понимаешь, что надо так поступить, при этом это болезненный выбор и очень тяжелый».

Казнить или миловать, зрители могут решить в Малом театре уже со 2 ноября.

Читайте также