Неподконтрольный властный ресурс: после глобального сбоя в США намерены всерьез взяться за IT-гигантов

10.10.2021, 22:50

Видео программы «Итоги недели»

В понедельник на шесть часов исчезли все большие соцсети. Произошел цифровой апокалипсис. Почему это произошло и к чему привело?

Полное выключение Facebook — пусть и на шесть часов — катастрофа вселенского масштаба. Все тут же заговорили про цену вопроса — в моменте акции падали, но ни инвесторы, ни рекламодатели никуда не делись. Денег у корпорации стоимостью триллион долларов много, даже потеря Цукербергом за шесть часов глобального сбоя личных шести миллиардов ужаснули кого угодно, кроме самого Цукерберга.

Страшно, насколько хрупкой оказалась эта огромная и дорогая система, подчинившая жизнь всего мира, корпорации и человеку, которые сами еще не научились управляться с имеющейся властью и влиянием. Прорываться к серверам инженерам компании пришлось буквально с болгарками — ведь Facebook не просто упал, в штаб-квартире закрылись двери даже для персонала. Попутно рухнули сайты авиакомпаний, банков и мобильных операторов. Сбой в социальной сети — сбой в жизни.

Шиира Френкель, соавтор книги «Ужасная правда: битва Facebook за мировое господство»: «Многие заходят в сторонние приложения через аккаунт в Facebook. Упала система, вы ни телевизор, ни батареи включить не сможете в собственном доме. Эта мега-компания сегодня затрагивает слишком много сфер в нашей повседневной жизни. И только подобная катастрофа показывает людям, насколько все опасно и зависит от Facebook».

Facebook — даже не партия, но власти у нее давно побольше, чем у президента Соединенных Штатов. У Конгресса к социальной сети претензии появились давно — во время и после выборов. Еще немного, и народ будет против Марка Цукерберга.

Френсис Хауген, бывший менеджер по продуктам компании Facebook: «Я считаю, что продукты Facebook вредят детям, поляризуют людей и ослабляют нашу демократию».

«Вредит детям и ослабляет демократию» — в сегодняшней Америке это приговор любому оппоненту. Бывшая сотрудница корпорации Френсис Хауген сначала инкогнито снабжала прессу корпоративными секретами, а на этой неделе в Конгрессе раскрыла и свою личность, и новые тайны бывшего руководителя. Facebook скрыл итоги исследования о том, что Instagram, как инструмент сравнения, плохо сказывается на психическом состоянии каждой третьей девочки-подростка, посчитав их несущественными.

Сенатор Блюменталь провел похожее расследование и испугался за внуков. Он завел аккаунт от лица 13-летней девочки, подписался на людей с расстройствами пищевого поведения и вскоре получил целую ленту сомнительных рекомендаций.

Алгоритм Facebook, утверждает информатор Хауген, перестроили на продвижение лишь сообщений с ненавистью и злобой. Это гораздо выгоднее.

Френсис Хауген, бывший менеджер по продуктам компании Facebook: «Собственное исследование Facebook показывает, что легче всего при помощи контента у людей вызывается гнев. В компании знают, что если изменить этот алгоритм в пользу создания более безопасной и доброй среды, люди на сайте станут проводить меньше времени, меньше кликать на рекламные объявления. В итоге это будет приносить меньше денег».

В Конгрессе давно ждали громкого повода для вмешательства в дела интернет-компании. Президенты тоже — давно продукт социальных сетей. Барак Обама — первым успешно ушел в диджитал, Трамп выиграл выборы при помощи кампании в Twitter и Facebook, Хиллари Клинтон потратила тогда в два раза больше — 900 миллионов — и сделала ставку на традиционные СМИ. Джо Байден не проиграл, тоже благодаря поддержке интернет-компаний. Скандал с его сыном Хантером соцсети будто не замечали и даже блокировали публикации.

Неоднозначные протесты активистов Black Lives Matter — с насилием и грабежами — Twitter, Google и Facebook координировали и продвигали. Но страницы президента Трампа после протеста его сторонников 6 января компании заблокировали. Сегодня экс-президент называет себя жертвой цифровой цензуры, но судится за возвращение своего доброго имени в аккаунты соцсетей.

Еще год назад Facebook из лучших и конъюнктурных соображений боролся с некими российскими хакерами и агентами влияния на страницах и серверах самой сети. Сегодня выясняется, что для самосохранения смотреть нужно было за собственными алгоритмами. Уже и бывший советник тогда президента Трампа по России Фиона Хилл назвала Facebook куда большей угрозой для демократии, чем Россия.

Власть официальную и традиционную смущает и могущественный и неподконтрольный властный ресурс технологических гигантов. Ведь если заблокировали Трампа, где гарантия, что однажды то же самое корпорации не сделают с Байденом, руководствуясь собственными представлениями о врагах отечества.

Обе партии в США давно обсуждают ответственность, которую тот же Facebook должен нести, но пока избегает, за публикации пользователей. Сейчас за интернет-гигантов возьмутся всерьез, уверены аналитики. Компанию уже штрафами и ограничениями убеждают соблюдать законодательство тех стран, на рынках которых сеть зарабатывает деньги. Этой абсолютной власти не намерен больше терпеть и Конгресс.

Осведомитель Хауген считает, что Facebook слишком огромный и влиятельный, чтобы принадлежать и подчиняться лишь одному человеку. Она — за контроль и обмен информацией с Конгрессом и за новые алгоритмы добра. Цукерберг в момент откровений бывшей подчиненной катался на яхте. На следующий день выступил с опровержением: прибыль важна, но пользователи важнее. А к концу недели сервисы пока что неразделенной империи снова начали работать со сбоями.

Читайте также