Плюсы и минусы дома на колесах

10.10.2021, 11:00

Видео программы «Чудо техники»

Мир в последнее время обуяла жажда кочевой жизни. Чуть не каждый день сайты технологических новостей публикуют фотографии очередного автодома, сделанного на основе джипа, минивэна, грузовика или автобуса. Иногда они стоят космических денег, а иногда сделаны задешево из подручных средств. Что же стоит за красивыми картинками? Как реально устроена жизнь на колесах?

Люксовый автодом в пересчете на российские деньги стоит 200 миллионов рублей. Сверху расположена вертолетная площадка или выдвигается зона отдыха, сбоку — гараж для легковушки, стены разъезжаются, и внутри — целая квартира. Из российских грузовиков тоже делают премиальные автодома повышенной проходимости. Есть варианты с гаражом для квадроцикла и хамамом, есть даже дровяная печь-камин. Цена — 13 миллионов рублей.

Трейлер без гламура стоит около миллиона. В нем живет одна из старейших цирковых династий Артемьевых-Евстигнеевых, пятеро пернатых — тоже полноправные члены семьи. У ары Джорджа Константиновича было только одно требование к дому: мама должна быть рядом. Какаду Симоша надеялся получить много всего, что можно открывать.

Глава семьи Константин учитывал все интересы, искал долго. Теперь живут с комфортом и даже говорят, что экономят. В маленьком пространстве все не помещались, поэтому искали, чтобы было отдельное место для ребенка, отдельное место для попугаев. Трейлер оборудован целиком газом: газовая плита, газовый обогрев, если осенью, газовый нагрев воды. Жильцы говорят, что обходится намного дешевле, чем квартира.

Дрессировщица Майя Артемьева признается, если все продумано, кухня, ванная, гостевая зона, то по комфорту дом на колесах может приблизиться к обычному, но, конечно, не сравняется с ним, все же уменьшенные размеры жилища. Неудобства чувствуются в холода. Полностью переехать в автодом в нашей стране, вероятно, все же неразумно.

В автодоме артисты живут 9 месяцев в году. В нем они гастролируют, ездят на море, школьник Остап (младший из династии) тут же учится удаленно. Вообще именно такая кочевая жизнь, правда, изначально не артистов, а скотоводов, и породила само это явление — жилье на колесах. Сперва были телеги, в 60-е стали популярны прицепы, а в 80-х появились похожие на современные машины-дома.

Сейчас на этот товар наблюдается новый бум спроса: в Америке продажи за пандемию взлетели на 550%, в России многие тоже стали путешествовать именно так. И дело тут не только в закрытых границах и отсутствии выбора.

Психологи называют пандемию шоковой травмой, потому что невозможно принимать решения о собственных передвижениях, существуют ограничения в свободе, люди попадают в регрессивное очень детское состояние, зависимость. Люди в попытке вернуть себе контроль за свою жизнь, контроль за принятием решений покупают дома на колесах.

В России появились целые компании, которые переделывают обычные машины — автобусы, минивэны, легковушки в автодома. Программа «Чудо техники» советует перед покупкой такие дома примерять.

В Коломне работает завод, выпускающий серийные модели мобильного жилья. Их не переделывали, а изначально создавали такими. Проектируя, опирались на американский и европейский опыт. Пришлось разобрать один немецкий автодом, чтобы посмотреть все недочеты и новшества, которые там были использованы. Теперь в Подмосковье производят и довольно просторные версии (их сдают в прокат), и модели повышенной проходимости, которые часто заказывают из Германии и Голландии.

Спрос из-за рубежа объясняется не только выгодной ценой, европейские изготовители просто не справляются с наплывом заказов. По качеству подмосковный завод старается не отставать, например, модули проходят испытания в морозильной камере. Перепад температур выявит недостатки, если они есть.

В самый компактный модуль, который только возможно придумать, уместили все: кровать, раздвигающуюся до 2 метров, места для багажа, стол, кухню, шкафы, биотуалет и даже душ. Отдельно хранящаяся заранее сшитая шторка легким движением превращается в ограждение, достается душ. Стоит такой домик чуть больше миллиона, модели на колесах — от двух миллионов, а те, что побольше, около 6 миллионов рублей. Недешево, конечно. Неудивительно, что кое-кто пытается сэкономить. Самодельные автодома тоже есть на наших дорогах.

Семье Власенко из Красноярска пришлось задержаться в Ярославле. Ремонт и доработки самоделки в пути — обычное дело: в Уфе — коробка, в Воронеже — двигатель, в Белгороде — установка кондиционера. Жена, двухлетний сын и собака Андрея к такому привыкли. За спиной — больше 5 тысяч километров и месяцы пути, ближайшая остановка будет в лесу у воды.

Автодом умелец сделал из грузового фургона, который был даже не на ходу. На это ушло больше года и 2,5 миллиона рублей. В сантехнике и электрике автор (по профессии интернет-маркетолог) не разбирался, учился по видео таких же энтузиастов. Расчеты, например, давления воды или сечения кабеля не делал, выяснял опытным путем, поэтому многое переделывал дважды.

Результатом Андрей доволен. На крыше установил солнечные батареи, которые заряжают аккумулятор мобильного жилища в ясные дни. Когда пасмурно, зарядка идет на ходу от генератора машины, а если рядом есть электричество, автодом работает от розетки. Внутри панель управления, где хозяева включают свет, контролируют заряд батареи, следят за нагревом и заполненностью баков водой. 200 литров хватает на неделю.

Андрей: «Стандартного биотуалета хватает примерно на 5–7 дней, если сильно не стараться. Чаще всего опустошаем на обычных заправках, когда есть наш старый добрый туалет-дырка. Воду залить проблематичнее. Иногда такое бывает, что на стоянке дальнобойщиков есть вода, там это бесплатно. Иногда просто можно договориться с дедушкой, который торгует на дороге фруктами, что ты покупаешь у него фрукты, он тебе дает шланг, чтоб ты залил воды».

Импровизирует на ходу и жена Варвара. Женщина к сложностям относится, как к приключениям, на микрокухне научилась готовить любые блюда, а маленькому Косте не дает даже начать капризничать.

Пока в России, в отличие от Европы, практически нет кемпингов и инфраструктуры для владельцев автодомов, поэтому даже для ночлега приходится парковаться на заправках или стоянках дальнобойщиков, так безопаснее. Несмотря на все сложности, возвращаться к обычному отдыху владельцы автодомов не спешат.

Такой вид отдыха не всегда предсказуем (в смысле поломок и непредвиденных расходов) и больше подходит тем, кто не скован рамками стандартного отпуска. Неслучайно многие поклонники таких путешествий работают удаленно. Несмотря на это все, популярность автодомов растет, летом бывает сложно найти доступный в прокате.

Читайте также