Идлибский клубок: как визит Эрдогана в Сочи связан с планами Турции в Сирии

03.10.2021, 20:10

Видео программы «Итоги недели»

Глава Турции Реджеп Эрдоган прилетел поговорить с Путиным после 18 месяцев перерыва. Официально лидеры двух стран не встречались из-за коронавируса. Однако все отметили, что незадолго до визита Эрдогана к Путину прилетал Асад. Накоротке, но с лейтмотивом — иностранные войска, которые мы не звали, должны нас покинуть. И понятно, что это не только про американцев.

Визит Эрдогана называют тихими переговорами. Почти три часа за закрытыми дверями, никаких совместных заявлений по итогу. В турецкой прессе почти истерика: почему один на один, неужели он кому-то не доверяет? New York Times рассуждает — кажется, он вышел от Путина с пустыми руками, либо результат увидим уже на земле. Вопрос — на какой? Ведь еще до переговоров Путин объявил: у нас много тем для обсуждений, война и мир во всех проявлениях.

Владимир Путин, президент России: «На международной арене мы сотрудничаем достаточно успешно, имею в виду и Сирию, и наши контакты по согласованию позиций по Ливии. Активно действует российско-турецкий центр по контролю за прекращением огня на границе между Азербайджаном и Арменией, и это сотрудничество является серьезной гарантией стабильности и согласования позиций сторон по дальнейшим шагам, направленным на примирение».

Дауд Абдулла, эксперт центра по изучению терроризма, специалист по ближнему Востоку: «При том что и в Сирии, и в Ливии, и в остальной Африке, куда зашла Турция, и даже в конфликте с Грецией и Кипром — вы на разных сторонах. Путин ценит то, что Эрдоган держит слово. Можно лишь догадываться, сколько в Сочи говорили о Сирии и Идлибе, но понятно, что говорили как раз об исполнении обещаний».

Да, Эрдоган — человек слова, но он понимает — сколько бы мы не обсуждали Идлиб, ситуацию не удается решить никаким образом: ни ему в одиночку, ни нам вместе с ним. Он знает, что каждые переговоры идут просто — от кризиса к кризису.

Набиль Малази, политолог, Варшавский университет: «Сейчас этот кризис в том, что перед переговорами Эрдоган перебрасывал в Идлиб подкрепление. Сразу после переговоров турецкая армия ушла поближе к курдским районам, а сирийцы сразу начали Идлиб бомбить с воздуха».

И вдруг оказалось, что образовался очень сложный клубок, потому что, с одной стороны, без урегулирования в Идлибе не получится ничего. А там не только мирные жители, но и остатки отрядов террористов и те отряды, которые поддержала Турция. С другой стороны, курды не хотят, чтобы тех, кого выводят из Идлиба, проводили через их земли, поскольку они не принимают ничего, что поддержано Турцией. И уже кажется, что сейчас нет ни той руки, ни той политической воли, которая этот клубок расплетет.

Еще до встречи с Путиным турецкие газеты писали: Эрдоган помнит, что еще в 19-м году мы договорились, что Россия поможет разрешить ситуацию с курдами. При этом и мы, и Эрдоган знаем — за спинами курдов стоят американцы. Только что они вместе провели операцию в Дейр-эз-Зоре.

Уже понятно, что курды готовы неистово драться, но только за себя и свою землю — все остальное им мало интересно. Они готовы создавать любые альянсы, но только ради идеи своей независимой страны. Они дрались с халифатом при поддержке американцев. Когда американцы их бросили, они обратились к России и Асаду за защитой от войск Эрдогана. Сейчас они снова услышали слова Госдепа: мы готовы вернуться к обсуждению независимого Курдистана.

Александр Меркурис, политолог: «А ведь Асад прямо угрожает — пусть американцы уходят сами или мы их заставим уйти силой. Вы не задумывались, почему так жестко? Ведь Эрдоган, который с Асадом не дружит, тоже объявляет — не вижу смысла в американских войсках ни в Ираке, ни в Сирии».

Фейсал Аль Микдад, министр иностранных дел Сирии: «Унизительный уход американцев из Афганистана должен преподать им урок. Они должны покинуть и Ирак, и Сирию. У них было много войск в Афганистане, в Сирии их гораздо меньше. Оставьте сирийский народ в покое».

Сейчас сирийцы поймали ноту, и эту ноту задало заявление лидера талибов* Барадара: к нам вторгся американский дрон, мы требуем нас уважать, уважать международные законы. То есть талибы апеллируют к законам, одновременно требуя слово на трибуне ООН, хотя для ООН они — террористы. И тонкий момент именно в том, что дрон летел с американской базы в Эмиратах или в Катаре, а это дорого и долго. Газеты пишут, что начальник штабов США Милли на встрече с Герасимовым в Хельсинки спросил, нельзя ли использовать российские базы в Средней Азии.

Фернандо Морагон, политолог: «Непонятно, во что это выльется, если азиатские республики начнут договариваться с американцами. Они же только что видели, чего стоят обещания. Но у американцев выбора почти нет — они же сами запретили себе любое военное сотрудничество с Россией. Кажется, им придется нарушать собственный запрет».

Между тем талибы требуют, чтобы Таджикистан не вмешивался в их дела, причем с формулировкой — всегда найдем на все ответ. Россия сразу призывает всех успокоиться — не нужен нам конфликт на границах ОДКБ. И одновременно усиливает базу в Киргизии новыми ПВО. На всякий случай. Потому что афганские беженцы пытаются прорваться в Узбекистан и Казахстан, а у офиса иранского консульства идет война за визы.

Александр Меркурис, политолог: «Ситуация очень запутанная. В Сочи объявили, что Эрдоган сыграл позитивную роль в Нагорно-Карабахском конфликте, это так. Но сейчас именно там может начаться резкое обострение. Именно между Ираном и Азербайджаном, за которым стоят турки. Вокруг этого уже настоящая информационная война, и явно Турция против Ирана при молчаливой поддержке американцев. Байден борется с иранцами чужими руками. Сам по себе ему Карабах вряд ли интересен».

Тем временем начались самые крупные в истории Ирана маневры вдоль азербайджанской границы. Легенда учений — якобы Турция и Азербайджан нападают, перекрывая Зангезурский коридор, и главное — им помогают израильтяне. То есть иранцы подозревают, что израильские военные где-то в Азербайджане готовят удар, а израильтяне — что иранцы вот-вот сделают ядерную бомбу.

Фернандо Морагон, политолог: «Это уже тот самый большой Ближний Восток, в который американцы включили всех — от бывших советских республик до Персидского залива. И там битва может быть жестокой, судя по тому, как Иран готовится — ведь граница с Закавказьем может стать новым полем его битвы с Израилем, а там как раз интересы Эрдогана».

Сами американцы заявляют, что больше не интересуются большим Ближним Востоком, объявляют, что в Афганистан не вернутся и из Ирака уйдут, но ни разу не сказали, что хотели бы уйти и из Сирии. Почему? Вероятно, потому, что не хотели бы проиграть еще и нам, и Турции, и Ирану, даже безотносительно Асада. А ведь выглядеть это будет именно так.

*Организация «Талибан» признана террористической и запрещена в РФ.

Читайте также