«Умная» колонка: плюсы и минусы устройства

03.10.2021, 12:30

Видео программы «Чудо техники»

Один из самых популярных технических подарков сейчас — так называемая умная колонка. Это небольшое устройство, которое может подсказать погоду, найти нужную песню, способно управлять умным домом. Многим людям нравится, но не пройдет ли вскоре эйфория? Велика ли реальная польза от такой техники?

Подаренную «умную» колонку 74-летний тесть Виктор Окулич использует, чтобы слушать радио, беседует с ней, даже называет ее лучшим другом. В смартфон нужно вглядываться, попадать по мелким клавишам, а тут все проще: сказал и тут же получил нужную информацию.

Смартфон, правда, все равно требуется. Сначала надо установить на него приложение, зарегистрироваться и все синхронизировать. Чтобы слушать музыку, придется еще оформить подписку, за которую ежемесячно будут снимать деньги. Плюс в помещении должен быть Wi-Fi. Хорошая ли идея дарить колонку пожилому человеку, учитывая это все? Так ли велики выгоды от общения с гаджетом?

Продвинутые пользователи делают говорящие динамики частью «умного» дома, чтобы голосом включались, например, светильники или кондиционеры. Правда, чтобы все работало действительно эффективно, лучше еще на этапе ремонта проложить по дому сложную систему проводов, которая соединит все выключатели, датчики, отопление и охлаждение. Стоить это может иногда миллионы. Но технический директор компании, которая занимается такими проектами, говорит, что иначе полноценного «умного» дома не получится.

Дмитрий Бочарников, технический директор компании: «Алиса, выключи книги. То есть таким образом мы упрощаем взаимодействие со всей системой, заказчику не требуется брать в руки планшет. Зашел в комнату, сказал и получил необходимый результат».

Есть, конечно, варианты подешевле, можно просто купить и подключить к колонке по Wi-Fi разные совместимые устройства: чайник, робот-пылесос, увлажнитель воздуха. Родители 5-летнего Дани Юнкина из Москвы завели, например, смышленую кофемашину, которая может послужить и ребенку. А еще по команде Дани в его комнате закрываются шторы. Но больше всего мальчику нравится, что колонка умеет читать ему детские книги. Вообще она знает много всего: есть сказки, игры и загадки, песни из мультфильмов. Неудивительно, что у некоторых родителей появляется желание сделать гаджет чем-то вроде няни для своих детей. Нейропсихолог Филипп Литвиненко предупреждает: все-таки слишком часто заменять живое общение колонкой не стоит.

Филипп Литвиненко, нейропсихолог: «Дети, которые предоставлены сами себе, у которых мало общения со сверстниками, у них производится такая подмена контакта живого контактом с роботом. И потом его навыки общения с живыми людьми атрофируются. Когда он начинает пытаться с живыми сверстниками строить отношения, у него не получается, потому что это совершенно разные уровни контакта».

Конечно, это крайняя ситуация. Испытатели попробовали проверить более приземленные вещи, например, удобно ли с помощью колонки заказывать еду? Сделать это оказалось можно только с единственной сетью фастфуда, а просьбы помощница не всегда воспринимала адекватно. Из-за отсутствия взаимопонимания с колонкой можно успеть проголодаться, но все-таки цель достигнута. Вывод: заказ было бы намного проще и быстрее сделать с помощью смартфона.

В случае с англоязычными голосовыми ассистентами проблем бывает еще больше. Они не в курсе многих названий и не имеют интеграции с российскими сервисами, например, с той же доставкой еды или онлайн-кинотеатрами. Журналист Сергей Сыркин купил четыре колонки известной американской фирмы, потому что любит пользоваться и другими ее продуктами. В целом он доволен, но не во всем.

Сергей Сыркин, журналист: «Сложности есть в том, как попросить колонку включить тебе русского исполнителя. Потому что когда ты произносишь с русским произношением, колонка не понимает. Поэтому приходится говорить там, не знаю, плэй Валэрий Лэонтиеф».

Производители и этих, и некоторых других умных колонок признают, что иногда их специалисты (не роботы, а живые люди) могут записывать и прослушивать команды, отдаваемые пользователями. Это нужно для анализа речи с целью улучшения распознавания языков. С другой стороны, получается, что ты сам приносишь в дом маленького шпиона?

Сергей Сыркин: «Я понимаю, что это частная компания, и ей, в принципе, мои конфиденциальные данные если и нужны, то едва ли для шантажа, а чтобы мне получше втюхать какую-то услугу».

Программа «Чудо техники» провела эксперимент в частном центре по уходу в подмосковной Малаховке. Синхронизировали новую модель с телефоном одной из сотрудниц. Поговорить с колонкой вызвалась 80-летняя Нинель Воробец. На вопросы система отвечала охотно, но не всегда точно. Женщина за 10 дней взаимодействия нашла в умной колонке больше плюсов. Было интересно спрашивать погоду и тому подобное.

Нинель Воробец: «Конечно, можно сказать, что это игрушка современная. Но в то же время, конечно, это достаточно продвинутое техническое средство, которое упрощает, улучшает жизнь особенно пожилым людям».

Голосовая ассистентка, которой пользовалась Воробец, появилась совсем недавно, в 2019 году, она пока знает меньше 200 команд. Для сравнения: популярная американская помощница 6 лет назад начинала со 130 действий, а сейчас владеет уже более чем сотней тысяч. Российские инженеры обещают наращивать темп и даже научить систему подстраиваться и под контекст диалога, и под настроение собеседника.

Интересно, что некоторые разработчики считают один лишь голос недостаточным для такого рода устройств, поэтому предлагают гибридные варианты еще с экраном и камерой. Это напоминает уже, скорее, компьютер с возможностью видеозвонков, просмотра видео и вывода на экран картинок из рецептов.

Читайте также