Как починить технику и не нарваться на мошенников

26.09.2021, 11:50

Видео программы «Чудо техники»

В прессе широко прогремела история о сети мошеннических псевдоремонтных мастерских, которые сначала через курьера забирали у людей их технику, а потом вымогали деньги за то, чтобы вернуть. Доказать ничего оказалось невозможно. К сожалению, ремонт — это минное поле, где не знаешь, на чем подорвешься.

Программа «Чудо техники» разобралась в вопросе и остановилась на самых распространенных ловушках. Чтобы показать все наглядно, прибегли к методу ловли на живца, в роли которого выступили мастер по ремонту бытовой техники Сергей Шишкин и юрист Асия Мухаметшина.

Легенда такая: неисправная стиральная машинка, осталась вместе с бельем, порошком, сымитировали неисправность сливного насоса. Другой тест провели с мобильным телефоном. Бывают случаи, когда ремонт на самом деле не требуется вовсе, но клиенту говорят совсем другое. Новый смартфон сдали в мастерскую с жалобой на то, что якобы быстро садится батарейка.

Сергей Шишкин, мастер по ремонту техники: «Могут поставить очень дешевый, новый, неоригинальный аккумулятор, который, соответственно, прослужит ярко, но недолго. Могут поставить б/у аккумулятор».

Сергей сделал отметку на аккумуляторе маркером, заметным только в ультрафиолете, чтобы понять, будут ли батарею в самом деле менять. На всякий случай еще замерили емкость.

Сергей Шишкин: «Могут не поменять аккумулятор, а просто вытащить его и поставить в специальную машину, которая прокачивает его емкость. На недельку вы почувствуете серьезный приток емкости».

Обратились в специально найденный сервис с очень плохими отзывами. Офис в подвале, никакой вывески. Телефон предложили оставить на бесплатную диагностику, мастер посмотрит, оценит стоимость работы, если устроит, сделает ремонт. Лучше так не делать, потому что для диагностики, как правило, достаточно 20–30 минут. До начала ремонта мастер должен показать расценки и оформить договор, где описаны поломка и цена работ, иначе можно оказаться в совсем неприятной ситуации.

Юрий Снегирёв, обозреватель «Российской газеты»: «Они говорят: мы возьмем отвертку, проткнем аппарат насквозь и вернем вам его. Такие были диалоги».

Юрий Снегирёв помнит все чуть ли не дословно даже спустя два года. Тогда на его фотоаппарате сломался затвор, проблема частая, несложная и недорогая. В Сети он нашел вроде приличный сайт.

Юрий Снегирёв: «Мне сказали, что не нужно даже приезжать, пришлют курьера. Прислали курьера, забрали камеру, оставили мне бумагу. И тут звонок от них: мы сделали ваш аппарат. На следующий день уже! Но стоимость — 40 тысяч рублей. Я говорю: с какой стати такая сумма? Мы мне обещали 3 тысячи, а тут 40 тысяч».

Последовали долгие и мучительные переговоры, даже с угрозами. В итоге удалось сторговаться с 40 тысяч хотя бы до 10. Юридически сделать ничего было нельзя. Сдавая камеру курьеру, Юрий подписал бумагу.

Юрий Снегирёв: «Формулировка звучала так, что его после ремонта и оглашения цены, хозяин фотоаппарата его не заберет в течение двух недель, камера подлежит утилизации. В течение этих двух недель нужно платить деньги за хранение».

Откровенные мошенники иногда маскируют свои сайты под официальные, связанные с крупными брендами, и потом вымогают деньги за возврат сданной и якобы отремонтированной техники. При этом ничего не докажешь, они регулярно меняют адреса и названия.

С ремонтом телефона повезло больше. Вечером позвонили, назвали цену — почти 2500 рублей. На следующий день можно забирать. Выдали документ с описанием работ и чек. Что же в итоге отремонтировали в новом телефоне? Сергей уверен, что ничего, заводская пломба не сорвана. Метка, светящаяся в ультрафиолете, есть, то есть аккумулятор не меняли. И емкость та же.

Сергей Шишкин: «Здесь мастерская просто заработала на том, что получила телефон, налепила наклейку на экран, на заднюю крышку, что он проходил ремонт, и выдала бумажки. Все. Это чистые деньги, так называемый, бумажный ремонт».

Бумажный ремонт, который стоит почти как новый аппарат той же модели. А если реальная проблема с техникой есть? Нарочно сломанная стиральная машина в самом деле не сливает воду.

Сергей Шишкин и юрист Асия Мухаметшина изображают супружескую пару, ничего не смыслящую в технике. Спустя 40 минут работы приехавший по вызову мастер оглашает первые пугающие результаты осмотра: такой насос с тепловым реле, который уже не перегорит, будет стоить 5800, работу обещает посчитать по минимуму. Замена нагревательного элемента, насоса, чистка, плюс диагностика — 18450 рублей. То есть не пять-шесть, даже не восемь, а 18. За такие деньги можно 3 машинки отремонтировать с заменой запчастей. Не спросив хозяев, мастер начал разбирать машинку. Диагностика без разбора стоит 490 рублей, диагностика с разбором машинки — 2500. В сумме 3000. От ремонта, конечно, отказались, ведь это дорога в плохое неизвестное.

Асия Мухаметшина, юрист: «Мастер сказал: я выполню работы, потом подпишем акт. То есть в акт он может включить работы, которые не были согласованы с нами. Мы спросили специально, будет ли заключен какой-либо договор или заказ-наряд. Он сказал то, что не заключают, предоставляют только по факту выполненных работ. Это нарушение уже правовых отношений».

Договор должен быть составлен до начала работ. Только тогда на руках будет документ, который поможет бороться за свои права.

Асия Мухаметшина: «Согласно решению суда, мастер или организация будут обязаны вернуть завышенную стоимость, то есть разницу между действительно завышенной стоимостью, но за фактически выполненные работы придется оставить человеку, за работу мастера».

Факт завышения стоимости, конечно, надо будет еще доказать. Суды, экспертизы — снова расходы. Впрочем, обычно люди даже не замечают обман, так как нет понимания цены вопроса. Максимально можно накинуть 300% и не вызвать у человека подозрений. Предпринимателю Денису хорошо знакомы трюки мастеров, когда-то он и сам так зарабатывал.

Денис: «По сей день особо неловко перед одним человеком. Мы пришли с моим коллегой, кондиционер выдает ошибку, что он не может связаться с внешним блоком. Начали рыться, искать, выпал такой маленький проводок, на нем предохранитель. Его поменять в любом месте стоит тысячи две, грубо говоря, с приездом мастера. А мы попросили за это 12 тысяч рублей, потому что мы разобрали там все».

Сейчас Денис открыл свою ремонтную мастерскую и теперь, как он говорит, бесплатно консультирует клиентов перед ремонтом. Порой это даже заменяет вызов мастера. В целом все опрошенные эксперты сходятся в одном: застраховаться от неприятностей с ремонтом на 100% невозможно. Самый правильный путь: перед вызовом смотреть на отзывы, желательно на разных сайтах, а лучше вообще прибегать к услугам специалиста, проверенного кем-то знакомым, иначе бытовая техника из помощника может превратиться в головную боль.

Читайте также