В Калининграде открылись факультативы по русскому языку для детей мигрантов

22.09.2021, 08:36

Видеосюжет: Алексей Чеботарёв
Видео программы «Сегодня»

Необычный образовательный проект стартовал в Калининграде. Там запустили интенсив по русскому языку для детей мигрантов. Таких в регионе около тысячи, сложности с языком могут вылиться в серьезные проблемы с освоением школьной программы. На занятиях подростки постигают не только правила орфографии, но и русскую культуру.

Суббота — не учебный день школе №в 38 города Калининграда, однако на дополнительные занятия по русскому спешат целыми семьям. В классе присутствуют дети, чьи родители приехали из Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Армении и многих других стран. Специально разработанный курс подходит любому, кто неуверенно владеет русским.

Нередко в семьях мигрантов говорят именно на русском языке, поэтому разговорную речь дети освоили вполне неплохо, но литературный язык и письменная грамотность у них в любом случае хромают, следовательно, в целом обучение в школе им дается с трудом. При этом в рамках обычных уроков русского ситуацию не исправить.

Ирина Череухина, учитель калининградской средней общеобразовательной школы №38 им. В. М. Борисова: «Мешает комплекс. Стесняются ответить, потому что знают, что скажут неправильно. А здесь все ребята в одинаковом положении, потому что для них русский неродной, поэтому они могут учителя спросить, я могу заострить их внимание на какой-то проблеме».

Впервые о дополнительных занятиях русским для детей-мигрантов задумались в армянской общине Калининградской области в 2019 году. Выиграли грант регионального правительства, обучили педагогов и провели курс в одной школе.

В этом году программа существенно расширена: занятия идут уже в трех учебных заведениях, в каждом сформированы две группы — младшеклассники и ученики шестых-восьмых классов. Все педагоги прошли курс профессиональной переподготовки и освоили методику обучения русскому языку как иностранному. Такая формулировка даже многих носителей языка сильно смутила.

Программа дополнительного обучения детей-мигрантов русскому языку сразу породила много кривотолков в Интернете, которые вдребезги разбиваются об элементарную вещь, существующую в каждой школе — расписание, где русский язык — это русский, иностранный — это иностранный, никакие специальные классы здесь не указаны. То есть интенсив по русскому проводится в качестве факультатива, обучаются дети по собственному и родителей желанию, в школьном учебном плане для них никакие исключения не делаются. Просто самый эффективный способ подтянуть русский для таких детей — использовать методику, аналогичную изучению иностранного.

Карен Суджян, исполнительный директор Армянской региональной национально-культурной автономии Калининградской области: «Здесь мы сделали очень благоприятные условия. Педагога школы ребенок знает, он внеклассно занимается с ним же в родных стенах. То есть такие тепличные условия, при которых ребенок мог бы спокойно расслабиться и просто воспринимать то, что есть».

В школе №50 города Калининграда, где полный курс занятий уже был проведен, уверяют, что у детей-мигрантов после него ощутимые улучшения в успеваемости, причем не только по русскому.

Людмила Гнатенко, учитель младших классов средней общеобразовательной школы №50 г. Калининграда: «Результаты были небольшие, но нам есть к чему стремиться. Мы над этим работаем. Просим, чтобы такие занятия проходили в течение всего учебного года. 10 занятий, конечно, мало для таких деток».

Организаторы обещают подумать об увеличении и числа занятий, и охвата аудитории. Через 9 недель детей-мигрантов ждет очень интересный урок по закреплению материала. Они вместе с родителями и педагогами отправятся на кукольный спектакль. Постановку специально выбрали такую, чтобы было побольше диалогов.

Читайте также