В акватории Магадана расчищают кладбище кораблей

14.09.2021, 14:39

Видео программы «ЧП»

Акваторию Магадана детально начали изучать специалисты гидрографического судна «Александр Рогоцкий». Их интересуют затонувшие карабли. Их сотни, а точной карты с их координатами не было и нет. При этом они мешают прохождению судов, которые рискуют врезаться в лежащие на дне остовы.

В рейс на новейшем судне «Александр Рогоцкий» опытная команда отправляется с особой миссией. На борту — профессионалы-гидрографы, их главная цель — отыскать затонувшие корабли. Известно, что где-то на глубине покоятся десятки кораблей — гражданских и военных, затонувших много лет назад. Такие объекты не только создают преграды судоходству, но и представляют реальную экологическую угрозу.

Сергей Овчинников, капитан второго ранга: «Производится детальная съемка рельефа дна, при этом выявляются даже незначительные объекты. Погрешность измерения — 10 сантиметров. То есть при такой детализации выявлены будут все объекты, которые затоплены».

Целое кладбище кораблей в магаданской бухте Нагаева — реальная проблема. В 2018 году на поверхности обнаружили большое нефтяное пятно, тогда установили, что источником загрязнения стал траулер «Профессор Моисеев» — на его борту находилось больше 50 тонн мазута, произошла утечка топлива. По словам историков, по-прежнему где-то под водой практически у самого берега находятся обломки знаменитых судов «Выборг» и «Генерал Ватутин». Пароходы затонул в 1947 году — сдетонировал груз, который перевозили для золотодобытчиков.

Александр Новосардов, кандидат исторических наук, главный научный сотрудник магаданского областного краеведческого музея: «Была создана комиссия, по результатам этой комиссии все суда, которые пострадали при взрыве, „Ватутин“ и „Выборг“, были подняты со дна морского и вывезены в Приморье, на утилизацию. Однако реальность была другая: часть „Генерала Ватутина“ была вывезена непосредственно к берегу и затоплена. И в настоящее время лежит там».

Особое внимание уделяют поиску судов, затонувших в бухте во время и после Второй Мировой войны. Все эти корабли сейчас ржавеют где-то на дне. Где именно — предстоит установить. На вооружении специалистов новейшие приборы: эхолоты и мареографы. Все это позволяет довольно точно оценить ситуацию. Первые результаты уже есть.

Анатолий Цыпков, гидрограф: «Объем работ порядка пятидесяти процентов мы выполнили. Удалось найти в прибрежной акватории непосредственно семь объектов различного назначения. Непосредственно на фарватере нашли около трех объектов длиной до 20 метров».

На основе полученных данных эксперты создают реестр затонувших судов и составят карту с их точным местонахождением. Это необходимо, чтобы можно было провести так называемую генеральную уборку и поднять на поверхность корабли, которые покоятся на дне моря. Эти работы уже начались.

Читайте также