Это не детские игры: особенности современного моделизма

10.09.2021, 11:00

Видео программы «Чудо техники»

Моделизм — это гораздо больше, чем просто детские игры. Зачастую и не детские, и вовсе не игры. Этим с невиданным азартом занимаются многие взрослые люди.

На соревнованиях судомоделистов скорости достигают 90 км/ч, а стоимость кораблей иногда невозможно подсчитать.

Владимир Жорник, вице-президент федерации судомодельного спорта России: «Это практически космические технологии. Там используется кевлар, там используется тот же самый карбон при изготовлении корпуса. Корпуса выклеиваются вакуумным способом».

Годами создаются и модели самолетов, внешне очень похожих на настоящие и способных вытворять в воздухе даже то, что большим не под силу. Например, мини-истребитель МиГ-29 может замирать в воздухе и, вращаясь, спускаться хвостом вниз. Скорость у него достигает 250 км/ч.

Нередко даже детское увлечение моделями перерастает в очень полезную работу. Так, очень ценят специалистов, умеющих делать копии, в конструкторских бюро. Например, там, где разрабатывают настоящие самолеты. Компьютерные программы, конечно, становятся все совершеннее, но пока лучше совмещать их с физическими испытаниями.

Юрий Евдокимов, начальник отдела научно-технического центра научно-производственного комплекса ФГУП «ЦАГИ»: «Моделируется крейсерский режим полета, соответственно, проходятся разные высоты, моделируется различные центры тяжести самолета, характерные для пустого самолета, для самолета загруженного, с максимальным запасом топлива, с минимальным запасом топлива. То есть таким образом несколько десятков вариантов по размещению пассажиров, грузов моделируется при проведении штопорных испытаний».

Построение огромных морских судов тоже начинается с создания миниатюр, на которых проверяют, как корабль будет держаться на воде. В Петербургском морском техническом университете для некоторых испытаний даже делают модели айсбергов, чтобы узнать, как ледяной гигант будет вести себя при буксировке, если от него спасают арктическую буровую платформу.

В Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге есть модели, задача которых — передавать ощущение красоты фрегатов и бригантин прошлого, и примеры исторической пользы моделизма. Например, игрушки, которые северные народы создавали, чтобы при отсутствии чертежей передавать из поколения в поколение кораблестроительное мастерство. Так же когда-то поступали и с большими судами.

Модели полноценно служат и сейчас — для разработки дизайна. Бывший инженер-оборонщик, а ныне руководитель судомодельной мастерской Александр Карагин вспоминает недавний случай с одним известным ледоколом.

Александр Карагин: «Пять или шесть раз дизайн переделывался, потому что первые смотрелись достаточно интересно на 3D-графике, но когда построили модель, она получилась очень страшная. Заказчик был крайне разочарован, и ее начали переделывать».

Психология человека такова, что плоский экран компьютера не передает всей полноты картины.

Читайте также