Как в Петербурге девичий виноград украшает фасады и ссорит горожан

24.08.2021, 19:15

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге разгорелась неожиданная для северных широт дискуссия о винограде. Понятно, что на северо-западе его чаще выращивают исключительно в декоративных целях. Это растение украшает фасады домов во всех районах города. Но иногда дикий виноград становится яблоком раздора.

Двор дома 12 на Рыбацкой улице — небольшой и закрытый, так что со стороны незаметно, какие баталии в нем ведут жители. Причина раздора между 10-м и 12-м домом — стена винограда со своей долгой историей.

Но красота глаз не только радует, но и мозолит. Обычный девичий виноград оказался виноградом раздора, потому что занимает стену 10-го дома, а посажен и любим жителями 12-го. Хотя лиана висит в законных 10 сантиметрах от фасада и растет в согласии с жильцами первого этажа председатель дома 10, живущий прямо над виноградом, настроен по-боевому. Мол, влага с растения стекает прямо к ним в подвал.

Однако причина воды в подвале — регулярный прорыв трубы под асфальтом. Неслучайно сотрудники «Водоканала» — частые гости на Рыбацкой, 12. Виноград же, напротив, помогает как может.

Олег Гудиев, декан факультета плодоовощеводства Санкт-Петербургского аграрного университета: «Это растение, которое тянет влагу из почвы само собой, то есть осушается территория при доме по сути дела. Получается своего рода оболочка, которая защищает стены от пыли, от гари, от перегрева».

Если в Петроградском районе сотрудники жилкомсервиса всё-таки верят в защитную силу винограда и рубить не торопятся, то жилищники в Приморском беспощадны. Здесь виноградные лозы объявили одновременно и пожароопасными, и виновными в сырости фасада.

Пример плодотворного виноградного «страдания» подают в Кронштадте. Здесь растению уже около 100 лет. Лозы посадили в годы постройки Морского Никольского собора. Прошлым летом стены офицерских флигелей на Советской улице начали реставрировать, так что виноград пришлось выкорчевать и на полгода увезти в питомник. Теперь возвращают домой — прямо на свежеотреставрированный объект культурного наследия.

Читайте также