Семёна Каплана прославил прыжок в «Баядерке»

12.01.2012, 20:27

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На юбилейном вечере в Мариинке ученики прославленного танцовщика рассказали о суровости мастера и его гениальном таланте.

Мариинский театр отметил 100-летие со дня рождения выдающегося танцовщика Семёна Каплана. Артист принадлежит к поколению мастеров, которое составило славу русского балета ХХ века. В его репертуаре были партии практически всех спектаклей, шедших тогда в Мариинском (Кировском) театре: Базиль в «Дон Кихоте», Али в «Корсаре», Принц в балете «Щелкунчик».

Но безусловную славу и признание принесла Семёну Каплану роль Солора в «Баядерке». Именно поэтому для юбилейного вечера Мариинский театр и выбрал эту постановку. Накануне на сцену вышли Диана Вишнёва, Анастасия Колегова и Евгений Иванченко.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на юбилейном вечере.

Если за кулисами театра приготовлен бутафорский слон, значит будут давать «Баядерку». Именно этот балет стал любимым для Семёна Каплана и его поклонников. В 1941 году была пересмотрена версия Мариуса Петипа. С тех пор Солор стал главным мужским персонажем. Долгое время Семён Каплан был лучшим Солором на сцене Кировского театра.

В Белом фойе Мариинского театра выставили костюм Солора, в котором танцевал Семён Каплан. К 100-летию подобрали фотографии самых лучших партий гениального танцовщика. Но, как вспоминает дочь Каплана, именно восточный наряд ему особенно шел. Артист словно подсознательно чувствовал ориентальность.

Наталья Каплан, дочь заслуженного артиста РСФСР, балетмейстера Семёна Каплана: «Он ее знал досконально, потому что он еще маленький видел Герда в этой партии. Поэтому папа владел этой манерой, благородным жестом. Когда он выходил, у него руки были не плавники, как сейчас (слабые мужские ручки), а это была рука мужчины-охотника».

В фойе буквально на один день предоставили редкую хронику из театрального музея. Чтобы показать публике, каков был в танце Семён Соломонович. Среди зрителей оказалась и участница того самого балета «Гаяне», который запечатлен на пленке.

Ия Соколова, преподаватель восточного факультета СПбГУ: «Я была в 1-м классе, когда после войны нас заняли в этот балет. Как только открылся театр, Анисин поставил здесь „Гаяне“. И потом я долго танцевала и училась в балетной школе. И все балеты, где танцевал Каплан, мы видели».

Ия Соколова считает себя счастливой. Она видела все балеты с участием Каплана и каждый раз с замиранием сердца следила, когда танцовщик делал свой гениальный баллон. Прыжок с зависанием был не только красивым, но и настолько высоким, что позволяло мастеру делать до шести заносок ногами.

Наталья Каплан, дочь заслуженного артиста РСФСР, балетмейстера Семёна Каплана: «Он зависал в воздухе, и это давало ему время делать антраша».

Сегодня «Баядерку» дают в той самой версии, в которой блистал Каплан. В главной партии Солора — Евгений Иванченко. Конечно, в силу возраста танцовщик не мог застать мастера, но, как говорится, легендарные балеты передаются из ног в ноги даже через поколение.

Каплан ушел из театра 1958 году, отдав сцене 28 лет. Дольше него в то время танцевал только Константин Сергеев. У Юрия Фатеева — нынешнего руководителя балетной труппы Каплан преподавал в Вагановском. Учил молодых танцовщиков не только нюансам классических па, но и жизни художника в искусстве. Что оказалось важнее.

Юрий Фатеев, руководитель балетной труппы Мариинского театра: «У него были встречи с родителями, и он высказывал свои какие-то негативные впечатления от нашего класса. И он говорил: „Ваши родители приходят и говорят, что их сын или дочь так любят балет. А Семён Соломонович отвечал: «Любят балет? Купите им билет за три рубля в партер. Пусть сидят и любят»“».

Каплан считал, что важнее всего в танцовщике индивидуальность. И чтобы добиться виртуозности, требовал от учеников полной отдачи. Прививая то, что передавалось от поколения к поколению, и составляло успех ленинградской хореографической школы — безупречный вкус.

Читайте также