«Санкт-Петербург опера» представляет блокбастер о верховной жрице кельтов

15.07.2021, 20:55

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

16 июля на сцене театра «Санкт-Петербург опера» будут давать бестселлер мировых подмостков — оперу Винченцо Беллини «Норма». Оперный блокбастер с захватывающим сюжетом требует определенных голосов и мастерства.

В театре «Норму» сделали всё-таки в абсолютно современном прочтении, хотя по оформлению кажется, что это глубокая античность. Оказывается, от друидов осталось мало артефактов. Художнику Вячеславу Окуневу пришлось выдумать весь этот мир. В стиле фэнтези исполнены и щит, и кинжал.

Исполнителям нужно было освоить итальянский стиль. «Норма» признана превосходным образцом бельканто. Юрий Александров считает, что его театр — это еще и школа, поэтому освоение новых направлений в опере — важный тренд.

Как отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков, в России эту оперу сегодня не ставит ни один театр. В Мариинке она представлена только в концертном исполнении. «Норма» с невероятным количеством музыкальных нюансов — это высокая норма от романтика мелодизма Беллини.

Юрий Александров, художественный руководитель театра «Санкт-Петербург опера», народный артист России: «Он как кристалл, он состоит из граней. И чем больше этих граней, тем ярче сверкает эта музыка. Конечно, не очень хочется возиться, нужны первоклассные певцы. Здесь на четверку петь нельзя. Здесь надо попасть в десятку».

Конечно, музыкантам и певцам приходится балансировать между современным воспроизведением музыки и оперой, созданной 190 лет назад. В этом творческом компромиссе важнее оказалось передать весь диапазон эмоций, заложенных в образе верховной жрицы друидов.

Норма — это еще и квинтэссенция женского начала, сочетание энергии и страсти. Партия считается одной из самых сложных в оперном мировом репертуаре для сопрано. Чего стоит только одна ария Каста-Дива, которой пленяли публику все оперные примадонны — от Марии Каллас до Монсеррат Кабалье.

Мария Бочманова, облаченная в фэнтезийный наряд, уверена, что фантастического хватает не только в оформлении, но и в самом произведении композитора, который интересовался легендами и мистикой.

Мария Бочманова, исполнительница партии Нормы: «Лексика оперы очень непростая. Это лексика поэзии Данте, Петрарки. Это очень сложные слова, которые не используются в отношении людей. Здесь какие-то невероятные фантастические вещи».

В финале по либретто полыхает костер. В постановке, кажется, огонь пожирает всё. Лес друидов, героев, кельтских воинов и самих возлюбленных: неверного Поллиона и признавшуюся в грехопадении жрицу. Сам Беллини говорил, что эта опера получилась шедевром. И если случится кораблекрушение, единственной партитурой из собственных опер, которую он бы спас, была бы «Норма».

Читайте также