В Адыгее разливающаяся горная река угрожает жилым домам

17.06.2021, 14:50

Видео программы «ЧП»

В прямом смысле слова на краю пропасти оказалась пенсионерка из Адыгеи. Ее дом сползает в овраг из-за разлива горной реки. Галина Куличенко вынуждена была переехать к соседям, но злоупотреблять гостеприимством нехорошо. Однако маневренного жилья нет, а укреплять берег чиновникам не на что, поэтому просто огородили дом пожилой женщины лентой в качестве предупреждения, что дальше ходить смертельно опасно. На этом все.

Стоя на краю обрыва, Галина Куличенко признается, что тяжело расставаться с местом, где каждый квадратный метр связан с чем-то важным. Но выбора нет, жизнь вот-вот пойдет под откос.

Галина Куличенко, местная жительница: «Обрушения были. Я слышала, что рушится внутри. И вот до чего дорушилось».

То, что когда-то было двором, уверяет Галина Куличенко, теперь фактически повисло в воздухе над обрывом. Подходить ближе страшно, трещины в здании по всем комнатам словно предостережение.

Галина Куличенко: «Скрипит дом. Трещит прямо, понимаете? Слышен треск».

Дом пенсионерки теперь на осадном положении. Его даже огородили от остального поселка лентой, мол, дальше дороги нет. Еще пару месяцев назад по плитам хозяйка обходила свой дом, теперь прямо под стенами 20 метров пустоты и острых камней. Когда здание окончательно скатится в бездну, никто сказать не может. Землю, по сути, удерживают лишь деревья, а внизу горная река, которая разрушает берег. Такими темпами участок пенсионерки вряд ли устоит до следующей зимы.

Река Курджипс, говорят местные жители, всегда была непредсказуема, меняла русло и размывала берега, но в этом году процесс резко ускорился. Галина Куличенко в своем доме теперь бывает только днем, а на ночь уходит к соседям, которые согласились ее приютить. Между тем специалисты провели экспертизу и в один голос заявили: жить здесь нельзя.

Ольга Жаркова, соседка: «Приходили, фиксировали все трещины, наклоны. На основании заключения дом был признан аварийным. Есть все чертежи, фотографии дома с трещинами. Проживать в нем нельзя, это опасно».

По словам пенсионерки, идти ей больше некуда. Много месяцев она просила укрепить берег, чтобы спасти здание. Согласно закону, это федеральная горная река находится в ведении «Кубанского бассейнового водного управления», откуда пришел вот такой ответ:

«Ввиду отсутствия жилой инфраструктуры, социально-значимых объектов и коммуникаций проведение противопаводковых мероприятий для защиты от негативного воздействия вод реки Курджипс одного жилого дома экономически нецелесообразно».

В администрации района о бедственном положении Галины Куличенко знают и говорят, что подобных адресов из-за усилившихся паводков за последние годы на территории появилось несколько десятков. Чиновники сами обращались в кубанский филиал Федерального агентства водных ресурсов, но ответ всегда один: укреплять берега дорого, справляйтесь, мол, сами.

Олег Топоров, глава Майкопского района: «Мы стали инициаторами судебного процесса в Майкопском районном суде, чтобы определить и получить решение, которое бы четко установило ответственность, кто должен компенсировать гражданам деньги за утраченное имущество в результате оползневых мероприятий».

Вся эта история уже более полугода на контроле прокуратуры. Проводили проверку, изучали документы и результаты экспертиз. Вывод один: берегоукрепление необходимо, ведь обрушения так или иначе будут продолжаться, а дальше стоят десятки жилых домов, а не один, причем за территорией частного сектора располагаются и многоквартирные дома.

Саид Хапий, старший помощник прокурора Майкопского района: «В этой связи прокуратурой Майкопского района в Майкопский районный суд направило административное исковое заявление о признании бездействия уполномоченного органа незаконным и возложения на него обязанности по проведению берегоукрепительных работ».

Дом Галины Куличенко, возможно, не дождаться окончания судебных тяжб, поэтому она собирает необходимые документы, чтобы встать на учет как нуждающаяся в улучшении условий. В администрации вроде пообещали посодействовать и предоставить крышу над головой, правда, скорее всего, это будет временное пристанище из маневренного фонда.

Читайте также