Дочь против киллеров: как полковник СК нашла убийц своего отца

06.06.2021, 12:05

Видео программы «Новые русские сенсации»

В марте 1997 года детство и беззаботную жизнь дочери «нового русского» Александра Садриева засыпали промерзшей землей. Остался только могильный холм. Под тяжелой гранитной плитой похоронена главная семейная тайна полковника Анастасии Садриевой — за что убили ее отца и кто заказал это преступление?

Это было преступление без наказания. Дело об убийстве известного в городе предпринимателя сразу же превратилось в «глухарь», или, как еще говорят, «висяк». Три тома уголовного дела №9515 стали в архиве служебной макулатурой и мертвым грузом лежали на полке. Расследованию убийства все время что-то или кто-то мешал.

16-летняя Анастасия решила, что сама выйдет на след убийц. После трагедии у нее появилась цель, ради которой девочка отказалась от мечты выучиться на переводчика и выбрала юридический. Сейчас она — старший помощник руководителя новгородского управления Следственного комитета.

Бизнес ее отца, как и у всех, закрутился с «купи-продай». Потом Садриев быстро пошел в гору и поехал искать надежных партнеров за рубежом. Садриева кормили идеи, которые он привозил из-за границы в Великий Новгород. Вскоре Александр Садриев открыл крупнейший в городе магазин электронной техники. Этот магазин стал настоящей золотой жилой — он приносил доход живыми деньгами, наличкой.

Николай Воронков, бывший бизнес-партнер Садриева: «Учитывая, что Александр имел свой собственный бизнес, у него была выручка и наличными рублями. И он ценился многими руководителями крупных, в том числе и бывших советских, предприятий за то, что с ним можно было договориться и получить наличные деньги. На выплату зарплаты там, на командировочные и так далее».

Крепкие хозяйственники, руководители крупных предприятий шли к Садриеву на поклон. Он все чаще мелькал в новостях рядом с первыми лицами Великого Новгорода. В то время, по словам Воронкова, за ним начали следить. А когда бизнесмен решил открыть в городе сеть автозаправочных станций, это многим не понравилось. Топливную поляну в регионе давно поделили, и новый сильный игрок был никому не нужен. В предчувствии войны Садриев начал собирать свою армию — частное охранное предприятие. О службе безопасности Садриева в 90-х говорили даже по телевизору. Однако сам Садриев ходил один и без охраны. Телохранителей не было также у жены и дочери. Зато у последней появился странный приятель — Владимир Артёменко. Парень слыл на районе «за реального пацана». Был боксер и общался с авторитетными людьми.

Анастасия Садриева: «В те года было модно мальчикам подросткового возраста общаться, скажем так, с приближенными к бандитам. И они постоянно рассказывали: „А я видел того, а вот он со мной поздоровался“, то есть это они хвастались этим, что у них есть такие знакомства».

Незадолго до того, как киллеры расстреляли ее отца, Володя Артеменко начал проявлять к Насте особенный интерес, часто заходил в гости, хотя сама девочка не придавала этому значения. Пока не заметила, что Артёменко подсел на наркотики. Инстинкт самосохранения подсказал — от наркомана надо держаться подальше. А совсем скоро в ее жизнь ворвалось горе, и Артёменко отошел на задний план.

14 марта 1997 года киллеры расстреляли ее отца на пороге квартиры. Восемь выстрелов практически в упор.

Следователь по особо важным делам Денис Ёлкин раскрывает первую тайну следствия — киллер был не один. Убийц было двое. Третий соучастник — водитель — ждал их в машине. Первым в подъезд вошел главарь. Второй стрелок занял позицию между пятым и шестым этажами. Бизнесмен вышел из лифта и сразу попал в засаду. Лампочки были выкручены заранее, в подъезде темно — киллеры открыли огонь по силуэту. Садриев скончался сразу на месте преступления.

Денис Ёлкин «Сам характер совершения убийства указывает на то, что оно носило именно заказной характер. Но мотивы совершения можно было, скажем так, на тот период времени только предполагать».

Спустя 24 года после убийства следствие уже не предполагает, а располагает фактами. По злой иронии судьбы, киллером оказался тот самый Володька Артёменко, приятель Насти. На следующий день после убийства она столкнулась с ним во дворе. Парень был под наркотиками и плохо соображая после очередной дозы сболтнул лишнего:

Анастасия Садриева: «Первый вопрос, который он мне задал: „У тебя отца убили?“ Я промолчала, на что он мне в ответ сказал: „Мы сделали это“».

16-летняя девочка промолчала, она не могла поверить, что это может быть правдой. После убийца отца часто сталкивался с ней во дворе и как ни в чем ни бывало смотрел в глаза.

Возобновить расследование уголовного дела об убийстве отца Насте удалось лишь через двадцать лет, когда она сама стала полковником. Процесс пошел, и сразу подтвердилась версия о причастности к убийству Владимира Артёменко. Он во всем сознался. Но еще до того, как закончилось официальное расследование, Анастасия вышла на след второго убийцы.

Анастасия Садриева: «Артёменко рассказывал, что у него есть дядя Слава, что он купил то, это, дал ключи от машины».

Дядя Слава — он же Вячеслав Витков — активный участник новгородской организованной преступности. Это он сделал из молодого Артёменко наркомана. В преступной иерархии Витков ходил под криминальным авторитетом Промохом, он же Олег Прокофьев. Последние 17 лет Витков провел в тюрьме. А когда вышел на свободу был задержан по делу, которое он уже много лет считал глухарем.

Артёменко признался: вместе с Витковым они застрелили Садриева по приказу авторитетного мафиози за то, что отказался от услуг криминальной «крыши». На очной ставке Виткова и Артёменко прозвучало и имя заказчика самого громкого заказного убийства Великого Новгорода 90-х — авторитета Промоха.

Витков прекрасно знает, что за кровь надо отвечать, и совсем скоро его ждет суд. Первым же на скамье подсудимых оказался Владимир Артёменко. Суд учел, что на момент совершения преступления Владимиру не было 18 лет, и приговорил его к пяти годам лишения свободы. В ближайшее время приговор предстоит выслушать и Виткову.