Греция наживает могущественного врага

28.12.2011, 23:55

Видеосюжет: Игорь Полетаев
Видео программы «Сегодня. Итоги»

Официально архимандрита Ефрема обвиняют в финансовых махинациях. Но обращают на себя внимание многочисленные странности и совпадения в этом деле.

Новости из Греции затронули чувства многих верующих, в том числе и в России. Греческая полиция арестовала настоятеля знаменитого Ватопедского монастыря — архимандрита Ефрема. Того самого, который совсем недавно привозил в Россию великую христианскую святыню — Пояс Богородицы. Арест священника такого уровня — явление в мировой практике из ряда вон выходящее. Корреспондент НТВ Владимир Кобяков попытался понять, что может скрываться за этой скандальной историей.

Скандал вокруг архимандрита Ефрема разразился, когда он вернулся домой в Афон из России. В Греции он отсутствовал почти полтора месяца — сопровождал пояс Богородицы. Он побывал и в Петербурге, и в Москве в Храме Христа Спасителя, встречался с Владимиром Путиным.

Слухи об аресте Ефрема в Греции поползли, когда он еще был в России. После возращения домой ему предъявили обвинение по трем статьям. В прессе уже множество версий, зачем арестовали монаха: начиная от конспирологического заговора Евросоюза и заканчивая банальной борьбой за деньги. Как на это отреагировали в Греции, расскажет Айрат Шавалиев, который срочно вылетел в Афины.

Настоятель Ватопедского монастыря отец Ефрем еще в день католического рождества был помещен под домашний, или, в данном случае, монастырский арест и вроде бы режим не нарушал.

Но вечером 27 декабря на гору Афон поднялись десять полицейских, что само по себе беспрецедентное явление, поскольку монастырь живет совершенно автономно от светских властей. Отца Ефрема вывели из его кельи, посадили в автомобиль и доставили в полицейский участок, где священник провел ночь. Поддержать архимандрита молитвами и проклятиями в адрес властей пришли верующие города. Они дежурили с плакатами у участка всю ночь, а с рассветом им пришлось переместится на новое место. Утром одного из самых влиятельных священнослужителей греческой православной церкви перевезли в самую охраняемую тюрьму Афин.

Газеты пишут о средневековой расправе — правда, в данном случае речь идет исключительно о финансовых претензиях, а не религиозных догмах. Игумена Ефрема обвиняют в присвоении денежных средств, отмывании «грязных» денег и даче ложных показаний. Благосостояние православной церкви на фоне кризиса раздражает многих греков, но большинство сочувствует святому отцу. Действительно, к чему эта жестокая театральность? Неужели в данном случае домашний арест до решения суда — недостаточная мера? Была ли необходимость заточать пожилого и не очень здорового священника в суровые тюремные условия?

Верующие могут утешиться только тем, что настоятель афонского монастыря, обитающий много лет в келье, привык к аскетичным жилищным условиям и это поможет ему пережить тюремное заключение, пока временное.

Архимандрит Ефрем впервые в истории современной Греции согласился вывезти пояс Богородицы за границу — в Россию. Хотя раньше заявки поступали и из Соединенных Штатов, и из европейских государств. В России уже отреагировали на арест — у посольства Греции в Москве — пикет, где выдвигают версии о борьбе в сфере геополитического влияния.

Сергей Рудов, президент благотворительного фонда «Общество друзей монастыря Ватопед на святой горе Афон имени преподобного Максима Грека»: «Причины, нам кажется, основных две. Первая — это старая линия Евросоюза на то, чтобы Греция разобралась с Афоном и открыла границы, убрала отдельные визовые режимы и правление Кинода святой горы Афон. И вторая причина, я думаю, что это усиление влияния русских на Афоне».

Российский МИД уже выразил озабоченность в связи с преследованием монаха, а Русская православная церковь напрямую обратилась к Афинам с просьбой освободить священнослужителя.

Митрополит Илларион, викарий Патриарха Московского и Всея Руси, глава Синодального отдела внешних церковных связей: «Это вызывает очень очень много вопросов и заставляет думать о том, что за этим решением стоит какая-то, может быть, не вполне чистая политическая игра».

Среди политических версий выделяют основную. Возможно, правительство Греции таким образом давит на церковь, чтобы та поделилась деньгами и помогла госбюджету в разгар кризиса. В прошлом году священнослужители сказали «нет», когда государство предложило повысить налоги для церкви. Видимо, теперь светские власти решили проверить финансовую дисциплину у духовной.

Игорь Гаслов, интернет-портал «Православие и мир»: «Когда начался экономический кризис, монахи, будучи в основном греками-киприотами, вывели большинство активов монастыря в киприотский оффшор. Естественно, это было воспринято греческим правительством как вывод средств и уклонение от уплаты налогов».

Пока на слуху — дело о разбирательстве с озером Вистанида и земель вокруг с рыбными фермами. Права на них Ватопедский монастырь обменял на недвижимость в Афинах. Но, по данным следствия, из-за этой рокировки государство потеряло 100 миллионов евро. Тем не менее существуют эксперты, которые в действиях полиции видят библейские корни — мол, кто-то хочет сломать устои Афона.

Евгений Никифоров, председатель православного общества «Радонеж»: «Мне кажется, их идея состоит в том, чтобы всех монахов между собой переженить, а туда на пляж допустить феминисток, чтобы они топлесс там развлекались. И сделать развлечение из этого Афона».

Сторонники жестких следственных действий приводят в пример Ватикан, который во время рецессии не отказал Риму в финансовой помощи. Церковь же видит в уголовном преследовании попытку официальных Афин вмешаться в епархию всего Афона.

Святой Афон — это не просто гора, это еще что-то вроде государства в государстве. Даже по Конституции Греции это особая единица. 335 квадратных километров в районе Халкидики представляют собой, выражаясь светским языком, Конфедерацию двадцати монастырей. Есть свой парламент, называется Чрезвычайное двадцатичленное собрание, и свое правительство — Священная Эпистасия. А вот что представляет экономическая мощь такой Конфедерации монастырей? Об этом расскажет Игорь Полетаев.

Европейская пресса сообщает, что на замороженных счетах одного только Ватопедского монастыря нашли около миллиарда евро. На Афоне таких монастырей 20, а во всей Греции — 450. Церковь занимает второе место после государства по количеству принадлежащих ей земель. Греческой церкви принадлежит 1,5-процентный пакет акций Национального банка страны. Впрочем, точно оценить состояние греческой церкви невозможно: нет системы для подробного описания доходов и нет полных сведений о масштабах церковной собственности. Кстати, духовенство получает зарплату из госбюджета — на это уходит 220 млн евро в год.

Евросоюз от греческих властей требует искать внутренние резервы для латания бюджетных дыр. Но взамен правительство Греции рискует получить и внутреннего врага в лице Церкви, которая вряд ли захочет делиться.

Читайте также