Чип-тюнинг: чем опасна электронная прокачка двигателя машины

18.05.2021, 12:00

Видео программы «Главная дорога»

Чип-тюнинг — это увеличение мощности двигателя машины и экономия на налоге, если повезет с мастерами, или замена мотора, если не повезет.

Для любителей мощности чип-тюнинг — один из доступных способов «прокачать» мотор, изменив лишь электронную программу управления. Поклонников такого метода немало. Прошивку можно купить готовую, а можно разработать с нуля под конкретный двигатель. Разброс цен — от 5 до 50 тысяч рублей — зависит, как и на картины художников, от мастера.

Как меняется отдача мотора, инженеры проверяют на динамометрическом стенде, гоняя автомобиль на максимальных нагрузках. Взрывы моторов при таких тестах — не редкость, и цена электронной прошивки тут ни при чем. Важно не только что ставить, но и как. Хороший механик до тюнинга, во время и после записывает логи — параметры двигателя, записанные в хронологическом порядке. Это самые важные данные о поведении мотора под максимальной нагрузкой.

Николай Жаков, инженер по чип-тюнингу двигателей: «Если компьютерная диагностика делается на стоячем автомобиле, то логи снимаются в движении под нагрузкой. Считывание логов дает мастеру полную картину того, в каком состоянии находится мотор. Если логи покажут, что мотор устал, то здесь речь должна идти не о чип-тюнинге, а о ремонте этого мотора».

В ходе эксперимента с готовой прошивкой лошадиных сил действительно стало больше на целый табун, вырос и крутящий момент, а вместе с ним появилась и сильнейшая детонация — разрушительные взрывы в цилиндрах. Программа допускала фатальные для двигателя ошибки. Это может привести к тому, что на определенных режимах работы двигателя возникнет эффект «педали в пол».

Блок управления делится на карты. В блоке управления двигателя — тысячи карт. Каждая карта — это калибровки, отвечающие за конкретный режим работы с учетом скорости, нагрузки и даже давления воздуха. Плохая прошивка меняет всего одну-две карты. Написанная с нуля прошивка меняет почти все карты.

Прошивку, которую написали под участвовавший в эксперименте мотор, удалось довести до ума за 2,5 часа — пришлось изменить более 50 карт. В результате прибавка оказалась почти такой же, как на плохой прошивке, но никакой детонации при этом не возникло. Мощность составила 212 лошадиных сил при максимальной модификации в 200 л. с.

Читайте также