Ким Чен Ир не увидел «Авроры», зато распробовал пиво

26.12.2011, 14:23

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Корреспондент НТВ встретился с людьми, 10 лет назад подготовившими визит «звезды Пэктусана» в Северную столицу. Они рассказали, почему окно спецвагона было разбито, что скрыли от журналистов и где жил северокорейский лидер в течение суток.

На минувшей неделе залихорадило не только азиатскую часть Тихоокеанского побережья, но и США. 19 декабря мировые агентства распространили запись рыдающей в эфире ведущей новостей. Официальное телевидение Северной Кореи с опозданием на два дня сообщило о смерти Ким Чен Ира.

По официальной версии, северокорейский лидер умер от внезапной болезни — морального и физического переутомления, когда ехал давать указания на местах. Ким Чен Ир, у которого были серьезные проблемы с сердцем, скончался в бронепоезде. Именно на нем десять лет назад «яркая звезда Пэктусана» приезжал в Россию.

Какие места в Петербурге хранят память о вожде северокорейского народа, знает корреспондент НТВ Виктор Черногуз.

Руководитель Ким Чен Ир прибыл в Ленинград утром 6 августа 90 года чучхе. На перроне его тепло встречали официальные лица. Ввиду суровой международной обстановки, непрекращающихся провокаций в отношении КНДР со стороны империалистов США и их южнокорейских марионеток, обеспечению безопасности визита было уделено повышенное внимание.

Московский вокзал, 5-я платформа, левый путь. В августе 2001-го это было, пожалуй, самое охраняемое в Петербурге место. Все то время, пока великий полководец осматривал город, его спецсостав стоял именно здесь. Как вспоминает экс-полпред Константин Пуликовский, 15 вагонов, на которых передвигался Ким Чен Ир со свитой, отличались совсем не пролетарской роскошью: деревянная отделка, плазменные панели, редкая на тот момент спутниковая связь.

В каждом вагоне было всего пять купе. Кстати, несмотря на многочисленные слухи, спецсостав не был бронирован целиком. Бронеплитами укрыли только пол, что, возможно, стало ошибкой. Ведь журналисты, встречавшие Ким Чен Ира на Московском вокзале, сразу обратили внимание: одно из окон самого охраняемого поезда страны было разбито. Посыпались версии: терроризм, диверсия, а, может, попытка поссорить Россию с корейским соседом? Все оказалось проще.

Помощник начальника дежурной части УВДТ: «Данное правонарушение было совершено в Москве после отправления поезда в 23:07. О чем сообщено в Москву. С места происшествия изъят камень, брошенный в окно».

Руководитель Ким Чен Ир по приезду отправился в Смольный. Там он был радушно встречен губернатором Владимиром Яковлевым, который выразил свое глубокое почтение лидеру сонгунской Кореи и подарил в знак уважения ему на память значок к 150-летию Октябрьской железной дороги.

По завершении официальных переговоров руководитель Ким Чен Ир подробно знакомился с работой промышленных предприятий Петербурга, в том числе Кировского завода. Широкие массы заводчан горячо приветствовали его и во весь голос кричали: «Да здравствует товарищ Ким Чен Ир!» Так они выражали свое счастье от встречи с ним.

Аркадий Завьялов, в 2001 г. — заместитель генерального директора Кировского завода: «Я стоял прямо за стеклом, у выставочного комплекса. Там мое место было. И когда снайпер смотрит на меня сквозь оптику, немножко тревожно было».

10 лет назад Аркадий Павлович был в первых рядах встречающих. Его неофициальная роль стала известна только теперь. Именно замдиректора Кировского завода готовил внеплановый фуршет для Любимого руководителя. По требованию службы охраны продукты покупали в центральных универмагах, после тщательной проверки упаковывали еще раз и опечатывали. Для Ким чен Ира приготовили традиционный русский стол: салаты, огурцы — помидоры, легкие закуски и, конечно, алкоголь.

Аркадий Завьялов, в 2001 г. — заместитель генерального директора Кировского завода: «Его спрашивают, что хотите выпить. Он говорит: „Конечно, русскую водку и сало“. И по ходу он, обращаясь к кому-то из своих, говорит, чтобы ему дали сала, и его хватило бы до Москвы».

Это сало, пишут журналисты, Ким Чен Ир вспоминал еще долго. И даже просил привезти в Северную Корею точно такое же.

Все наблюдатели отмечали ту тщательность, с которой руководитель Ким Чен Ир знакомился с петербургскими предприятиями. Он вникал в мельчайшие детали и на ходу отдавал распоряжения сопровождающим лицам. Лично оценил качество брони одного из спецавтомобилей, выставленных на Кировском заводе. «Так подробно с производственным процессом не знакомился еще никто», — не скрывали восхищения представители прессы и сопровождающие лица.

Александр Дедегкаев, вице-президент пивоваренной компании: «Была высокая степень напряжения. Чувствовалось, что фактически вся свита, которая его сопровождала, строго следовала этикету, и каждое движение было выверенным. Дистанция всегда была очень корректная».

Визит на «Балтику» был личной просьбой Ким Чен Ира. Поездку засекретили для журналистов, так что несколько фотографий — единственные фотосвидетельства события. В начале 2000-х Ким Чен Ир собирался строить собственный пивзавод. И это посещение было отчасти промышленным шпионажем. Северокорейская делегация тщательно вникала в особенности рецептуры. И позже отправила своих специалистов на учебу в Петербург.

Александр Дедегкаев, вице-президент пивоваренной компании: «Его пребывание здесь затянулось до двух часов. 40 минут мы посещали производственные цеха, а оставшееся время были в дегустационном зале, где пробовали различные сорта пива. Он попробовал практически все сорта за исключением пшеничного нефильтрованного. Он почитал, что для корейского потребителя нефильтрованное пиво пока рано».

Затянувшаяся дегустация невольно вызвала переполох в мире. Засидевшись на «Балтике», Ким Чен Ир отменил запланированный визит на крейсер «Аврора». Политологи принялись гадать, что значит этот жест. Возможно, Великий руководитель так показывает пренебрежение к Октябрьской революции? На самом деле, Ким Чен Ира увлекли разговоры и пиво «Балтика» №7. Последней он выпил целый бокал.

Товарищ Ким Чен Ир отдал дань памяти погибшим в блокаду ленинградцам, посетив Пискарёвское мемориальное кладбище. Окружающие отметили, что это посещение глубоко растрогало его.

Иван Арцишевский, в 2001 г. — начальник Управления Государственного протокола Администрации Санкт-Петербурга: «Работа с Востоком вообще специфична. Его надо хорошо знать, потому что то, что нам кажется европейской улыбкой, для Востока она носит совсем другой характер».

Иван Арцишевский готовил этот исторический визит, успев изучить традиции соседней страны. Одна из которых — позволить себе эмоции можно только с тем, кого знаешь не первый день. Именно так получилось и в случае с Ким Чен Иром.

Иван Арцишевский, в 2001 г. — начальник Управления Государственного протокола Администрации Санкт-Петербурга: «Работала там одна из наших сотрудниц государственного протокола. Ким Чен Ир обратил на нее внимание и предложил ей поехать с ним в Северную Корею: „Бросай все, я тебя всем обеспечу“. Бедная девушка, конечно, испугалась и отказалась».

Сам Арцишевский получил от Ким Чен Ира медаль весом в одну тройскую унцию, это 31 грамм чистого золота. Роскошный подарок от не самой богатой страны.

7 августа товарищ Ким Чен Ир покинул Ленинград, отправившись в Москву. Исторический визит руководителя Ким Чен Ира навсегда останется запечатленным в благодарных сердцах петербуржцев. Невские берега хранят следы его великого руководства, которые он без устали вел в течение своей великой жизни, посвященной на благо народа Кореи и всего человечества.

Один из наиболее охраняемых секретов во время визита Ким Чен Ира — место, где он провел единственную ночь в Петербурге. Это отнюдь не спецвагон, а гостиница на Невском проспекте. Обстановка в президентском номере — сейчас он стоит 5 тыс. евро в сутки — осталась почти такой же. Сдержанный дизайн, классические пейзажи на стенах. При этом спальня, где ночевал отец народов, отнюдь не поражает роскошью.

Подробности пребывания Ким Чен Ира в петербургском отеле до сих пор тайна. Известно только, что здесь он проявил свою традиционную сдержанность: никаких отзывов в книге почетных гостей, никакого общения с персоналом. Так что догадаться, о чем думал, находясь в Петербурге, лидер Северной Кореи, можно только по косвенным признакам.

Например, виду из окон президентского «люкса», который представляет собой чисто петербургские панорамы и ряды крыш, так отличающиеся от пхеньянских, но так похожие на города Европы. Чисто географически Петербург стал самой западной точкой в мире, которую посещал лидер Северной Кореи. И в этом смысле город выполнил свое историческое предназначение, став для Ким Чен Ира своеобразным окном в Европу.

Читайте также