Квоты на цвет кожи, пол и ориентацию: куда ведет искусство тотальная толерантность

26.04.2021, 18:00

Кадр из т/c «Бриджертоны», ShondaLand, Netflix, 2020

С 2024 года фильмы, претендующие на «Оскар», обязательно должны демонстрировать разнообразие национальностей, гендеров и сексуальных ориентаций. Обозреватель НТВ Вадим Глускер попытался разобраться, насколько толерантным и исторически верным должно быть искусство.

«R#J» — самая современная версия «Ромео и Джульетты». Монтекки и Капулетти живут теперь не в итальянской Вероне, а в американской. А поскольку времена знати кончились, то подростков разделяет вражда не между итальянскими аристократами, а между афро- и латиноамериканскими общинами. Продюсер такого оригинального прочтения — Тимур Бекмамбетов.

Тимур Бекмамбетов, режиссер, кинопродюсер, председатель жюри Московского международного кинофестиваля: «Это история, которая существует много веков. Ее каждый рассказывает про себя. Эта история про разные культуры, о том, что надо дружить, любить и не воевать.

Стивен Мао, получивший два года назад свою статуэтку за короткометражку „Кожа“», считает, что новые голливудские веяния и правилаиз-за нехватки разнообразия.

Стивен Мао, кинопродюсер, лауреат премии «Оскар»: «Мне кажется, что режиссеры удовлетворяют запросы публики. И поэтому мы видим больше фильмов, связанных с ЛГБТ-темой, больше фильмов с разными актерами: афроамериканцами, азиатами. Как продюсер могу сказать, что это, определенно, бизнес-решение».

Но эти бизнес решения порой очень неочевидны. То великую классику «Унесенные ветром» признают расистской и требуют изъять со всех площадок, то создатели «Симпсонов» заявляют, что белые актеры больше не будут озвучивать персонажей с иным цветом кожи, то в киноверсии диснеевской истории «Красавица и чудовище» появляются персонажи нетрадиционной сексуальной ориентации.

Константин Бронзит, режиссер анимационных фильмов, член Американской академии кинематографических искусств и наук: «Нет, это никакая не охота на ведьм. Расизм существует. Ребята, это надо понимать, признавать и не отмахиваться от этого. Все веяния эти были, они просто законодательно их оформили и подкрепили».

Киноиндустрия в этом смысле более продвинутая. Но есть классический и очень консервативный балет. Хлоя Лопес — бывшая прима берлинского государственного балета — в сердцах решила уйти именно из-за расизма руководства труппы.

Хлоя Лопес, балерина Государственного балета Берлина: «Жизель, Сильфида, все должно быть чистое, белое и непорочное. Когда нам говорят: уберите всеми подручными средствами вашу черную кожу, — это расизм. Когда мы исполняем роль лебедей, не надо забывать, что это просто балет. Белых пачек и белых париков должно быть достаточно. Когда мы играем черного лебедя, нас же никто не просит красить кожу. Почему тогда вы требуете от черной женщины отбеливать кожу?»

Руководство берлинского балета от комментариев отказалось. Зато Хлою Лопес поддержало танцевальное сообщество США, которое заявило, что расизм есть и в балете «Щелкунчик». Дескать, в классической постановке Баланчина традиционная хореография и костюмы усиливают унизительные и оскорбительные стереотипы. Почему, например, в китайском танце у исполнителей выкрашены в желтый цвет лица?

Брайн Вайнер, кинокритик, член жюри Московского международного кинофестиваля: «В Англии сняли фильм „История Дэвида Копперфильда“. Действие новеллы происходит в XIX веке в центральном Лондоне. И его режиссер решил пригласить на главные роли темнокожих актеров, чтобы показать, как выглядит настоящий Лондон сегодня».

В результате в этом разнообразии можно запутаться и потерять исторический смысл. Главная роль — у индийца Дева Пателя. При этом его экранную мать играет белокожая Морвед Кларк. Вечно пьяного управляющего воплотил азиат Бенедикт Вонг, а роль его дочери досталась актрисе-мулатке Розалинд Элизар.

По мнению Никиты Михалкова, вся нынешняя ситуация и, в частности, решение оскаровского комитета — это не что иное, как безумие и абсолютно зеркальная дискриминация.

Никита Михалков, председатель Союза кинематографистов России, президент Московского международного кинофестиваля, лауреат премии «Оскар»: «Это какое-то нравственное бешенство, которое охватило мир. Когда я понимаю, что сегодня, чтобы претендовать на „Оскар“, ты должен выполнить определенные правила, советская цензура — это просто дети. Это сумасшествие, оно организовано».

Такого же мнения придерживается британский кинокритик Игор Тороний-Лалик, который считает, что «Оскар» никак не может считаться ориентиром.

Игор Тороний-Лалик, кинокритик, художественный редактор журнала The Spectator: «Многообразие должно быть подлинным. Если вы видите его только в цвете кожи, поле или ориентации, а не во взгляде автора, в его видении мира, истории, которую повествует фильм, то всё, что вы создаете, это поверхностно».

Вадим Глускер

Читайте также