В Петербурге ушел из жизни «сумасшедший антрепренер»

09.04.2021, 17:22

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге не стало известного артиста, режиссера и театрального продюсера Рудольфа Фурманова. Народный артист России скончался на 83-м году жизни после тяжелой болезни.

Рудольф Давыдович был мультипрофессиональным человеком. В кино оказался еще ребенком. Снимался в эпизодах фильмов «Кортик» и «Алёша Птицын вырабатывает характер». В театре работал с Леоновым, Смоктуновским, Райкиным, Товстоноговым. Выступал вместе с Андреем Мироновым, а позже, в 1988-м основал первый независимый в стране театр его имени «Русская антреприза», куда умудрялся приглашать самых востребованных и известных актеров, которые признавались, что отказать обаятельному Рудольфу Давыдовичу просто невозможно.

Идея театра заключалась в том, чтобы собрать на одной сцене актеров разных школ и коллективов и желательно в программной пьесе русского автора. В театре ставили и булгаковский «Бег», и и чеховский «Вишневый сад», гоголевские «Мертвые души», которые ставились с очень узнаваемыми масками, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Парадоксальный, взрывной, ни на кого не похожий. Всё это о человеке, который сам себя называл сумасшедшим антрепренером. Поэтому вполне естественно, что свой театр на Петроградской стороне он назвал «Русской антрепризой». И виртуозно сочетал в нем, казалось бы, невозможное — контрактную основу и репертуарный театр.

Олег Куликович, заслуженный артист России, актер театра «Русская антреприза» им. Андрея Миронова: «Наверное, найдутся люди, которые не были его поклонниками, но можно всё простить за бесконечную преданность театру и дому, который он создал. Конечно, он называл „Русскую антрепризу“ своим театром».

Театральным продюсером Рудольф Давыдович стал, когда еще и слова такого в СССР не было. Обладающему невероятной коммуникабельностью Фурманову удавалось дружить с великими артистами Москвы и Ленинграда. Сначала организовывать любимцам публики встречи со зрителями по профсоюзной линии, а потом через «Ленконцерт».

Среди тех, с кем он был особенно близок, — Сергей Филиппов, Евгений Леонов, Анатолий Папанов, Николай Черкасов и, конечно, Андрей Миронов.

Гостеприимность Фурманова не знала границ. Раз в год в его театре на один вечер собирались лучшие актеры двух столиц. А сам хозяин и организатор торжества, казалось, одновременно был и тут, и там. Успевал дать распоряжения по ходу репетиции, встретить прибывающих гостей, поторопить кухню и, конечно, дать интервью. Каждый год поводом для всего этого была национальная актерская премия «Фигаро».

В плену у антрепренера оказывались все, кто так или иначе соприкасался с ним в театре или в жизни. Обладающий безудержной энергией и каким-то редким магнетизмом Рудольф Фурманов мог позволить себе общаться и с сильными мира сего. Его юношеская мечта играть на сцене и в кино сбылась. И, наверное, в жизни роль Фигаро как нельзя лучше он играл сам.

Связанные новости

Читайте также