Политики и простолюдины вспоминают Гавела

23.12.2011, 15:05

Видео программы «Сегодня»

Десятки международных делегаций и тысячи простых чехов съезжаются на похороны экс-президента Чехии.

Сегодня в Праге прощаются с первым президентом Чехии Вацлавом Гавелом. Он скончался в воскресенье. Его прах захоронят в семейном склепе после кремации.

На церемонии будут присутствовать десятки международных делегаций, в том числе первые лица многих европейских стран. В Прагу съезжаются и тысячи простых чехов. Именно к ним всю свою жизнь стремился быть как можно ближе и сам Вацлав Гавел.

Из Чехии передает европейский корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг.

Пятый день каждый час сотни свечей в память о Вацлаве Гавеле загораются на Вацлавской площади в Праге. Она названа в честь покровителя Чехии, средневекового святого Вацлава. Многим тут в этом видится больше, чем совпадение.

Алеш Бружек: «Я помню, как это место показывали в новостях. С балкона дома напротив к демонстрантам, выступившим против коммунистического режима, обратился пан Гавел. А рядом с чехословацкими флагами кто-то держал огромный плакат „Пойдем уже брать град, Вацлав“».

Пражский град — резиденция чехословацких властей — в ноябре 89-го без боя сдался оппозиции во главе с Гавелом. Бескровную революцию под девизом «Только любовь и правда» потом еще нарекут «бархатной». В 90-м же отнюдь не политик, а драматург Вацлав Гавел, как вспоминал сам он позже, очутился будто в театре абсурда. Пьеса, поразившая весь мир: бывший политзаключенный, диссидент, враг государства номер один вдруг становится первым лицом в государстве.

Вацлав Гавел: «Борцы против тоталитарного режима должны были быть немного Дон Кихотами, немного идеалистами, постоянно должны были как бы биться головой об стенку».

Нигде больше в восточном блоке прощание с призраком коммунизма не отдавало таким хэппи-эндом и такой симпатией главному герою.

Ян Галфар: «Он и на госслужбе вел себя как обыкновенный гражданин. Другие политики Гавела впоследствии упрекали: мол, не хватает нашему президенту государственного подхода. Но я-то думаю, в том и заключалась его глубина, которой так недостает современным политикам».

Друзья романтика Гавела припоминают, как кривились аппаратчики со стажем, когда его подопечные с легкой руки президента пересаживались на самокаты, когда сам президент, нарушив условности, шел в простую пивнушку, правда, не пить, а петь — с обычным народом и саксофонистом Билом Клинтоном.

Для чехов это были не лихие, а удалые 90-е. Рядом с домом, где рос Вацлав Гавел, по проекту его друзей теперь вырос «танцующий дом» — визитная карточка новой Праги, встряхнувшейся после спячки в соцблоке. Пускай сбылись не все их мечты, главное, говорят, что мечтали.

Владо Мулинич, друг Вацлава Гавела: «Я хотел сделать одну часть дома как бы неподвижной, а другую в динамике. Такой я увидел „бархатную“ революцию. С одной стороны — закостенелое общество, а с другой — движение вперед. Только мы с Вацлавом рассчитывали, что дом станет центром чешской культуры. Ему обидно было видеть, как в итоге все скупили под офисы, а наверху — под дорогой ресторан».

Церемония прощания с Вацлавом Гавелом обставлена с государственной помпой и в строгом соответствии с протоколом, который сам он так не любил. В среду на лафете, запряженном вороными конями, в Пражский град ввезли гроб с телом первого чешского президента. На два дня его выставили в главном Владиславском зале, где когда-то короновали чешских монархов.

На отпевание в Кафедральный собор святого Вита сегодня прибывают от Америки Билл и Хиллари Клинтон, от Германии — Ангела Меркель, а еще президент Чехии, канцлер Австрии, целый ряд мировых лидеров, называющих Гавела своим учителем.

О его любви к демократии и подвигах правозащитника, о том, как в стране, едва постигшей азы рынка, писатель и гуманист стал поневоле экономистом, и ведь обошлось в тех реформах без шоковой терапии — обо всем этом сегодня скажут не раз. Впрочем, были бы все эти ипостаси возможны, если бы не сложнейшее: нет не всесильного политика, а совестливого человека.

Читайте также