Самые громкие аферы года

23.12.2011, 15:58

Фото: Рогулин Дмитрий / ТАСС

Высокотехнологичность — вот отличительная особенность мошенничеств 2011 года. Почти все самые громкие дела так или иначе связаны с техникой, хотя приличная их часть приходится на так называемый человеческий фактор: воры всегда найдут простаков.

Валенки и тулупы зимой 2011 года заменили российским военнослужащим военную форму. Ее шили по лекалам Валентина Юдашкина. Дизайнер заложил в создание формы целый ряд нанотехнологий: камвольные ткани, полиэфирные волокна, мембранные материалы и легкие синтетические утеплители. Но все это куда-то испарилось при массовом пошиве, тендер на который выиграла фирма в Новосибирске. В результате целые роты солдат в воинских частях на Урале и Дальнем Востоке повалила с ног пневмония. Кто и сколько денег на этом украл, остается пока неясным. Минобороны от формы от Юдашкина отказалось: якобы солдатам не понравились изыски, которыми кутюрье снабдил армейскую одежду.

Группа студентов одного из технических вузов сдала в этом году ЕГЭ по математике за 11-классников из московской школы №958. Ни о каком внешнем сходстве студентов и школьников речь вообще не шла. Например, одна светловолосая девушка-студентка сдавала ЕГЭ за жгучего брюнета. Перед экзаменом документы у студентов никто не проверял, а вместо этого здесь провели простую перекличку. Как считают в столичном департаменте образования, именно халатность учителей и привела к такому проколу.

С конца июля в федеральном розыске числится директор московской школы N 1317 Константин Петров, который похитил 28 миллионов бюджетных рублей. И это только доказанный ущерб, поскольку деньги оказались на его счету и на счету его заместителя. Есть информация, что еще 100 миллионов он увел через строительные фирмы. Петров брал огромные неофициальные взносы за поступление в первый класс и проводил крупные ежемесячные махинации с зарплатой учителей. При обыске следователи были ослеплены роскошью, с которой жил мошенник. Вдвоем с матерью он занимал два многокомнатных дворца в Наро-Фоминском районе Подмосковья.

При подведении итогов приема в вузы в этом году вскрылись многочисленные нарушения. Самой скандальной стала история с «мертвыми душами» в РГМУ имени Пирогова, или во «втором меде», как его все по-старинке называют. Вуз сначала собирался зачислить несуществующих абитуриентов с высокими баллами ЕГЭ. Потом они якобы писали отказ от учебы, а на их место приемная комиссия могла зачислить кого угодно и на каких угодно условиях. Аферу вскрыл программист Виктор Симак, обнаруживший, что 75% поступивших были «мертвыми душами». Сначала тогдашний ректор Николай Володин уволил проректора Андрея Богданова. Но потом по требованию Генпрокуратуры Минздравсоцразвития сняло с должности и самого Володина.

Липецкая фирма ритуальных услуг обокрала Минобороны России на 70 миллионов рублей. Находчивые похоронные агенты брали деньги за установку несуществующих памятников для ветеранов Великой Отечественной войны. Отчет о проделанной работе, то есть фотографии готовых памятников, они фабриковали с помощью фотошопа. Мошенничество вскрылось, когда в Минобороны присмотрелись к фотографиям повнимательнее.

В конце сентября в банке UBS обнаружились хищения на сумму 2,3 миллиарда долларов. Неавторизованные операции проводил 31-летний трейдер Квеку Адоболи. В UBS он работал в ранге директора в лондонском инвестподразделении и отвечал за сделки с фондами, торгуемыми на бирже. По масштабам мошенничества Адоболи сравнивают с трейдером-жуликом Жеромом Кервьелем, который в 2010 году наказал банк Societe Generale на 7,1 миллиард долларов, используя для этого те же финансовые инструменты с высоким риском.

Десятки тысяч абонентов сотовой связи в этом году стали жертвами крупной аферы. Многие даже не догадывались, что с их счетов списывали деньги, а самих пользователей подписывали на платные услуги. Для управления чужими телефонами на расстоянии мошенники использовали шпионскую аппаратуру, не имеющую в России аналогов. За год они обокрали 50 тысяч человек на 3 миллиона рублей.

В конце ноября ФСБ и МВД сообщили о задержании организатора масштабной схемы по выводу денежных средств за рубеж. 35-летний уроженец Баку Роман Недялков, играя на бирже, в течение года перевел за границу более 100 миллиардов рублей. Работу схемы проще объяснить на примере. Подконтрольная Недялкову фирма-однодневка продавала партию телевизоров. Не уплачивая НДС, сразу закрывалась. Средства от проданной техники полностью переводились на счет инвестиционной компании. Поскольку такая операция НДС не облагается, то получается, что сумму налога мошенник клал себе в карман.

Шурин бывшего московского мэра в этом году неоднократно пытался избавиться от фальшивых векселей строительной компании «Интеко», которая ранее принадлежала его сестре. Каждый раз Виктора Батурина задерживали. В конце концов Тверской суд Москвы выдал санкцию на его арест. Предприниматель не потерял чувства юмора в этой ситуации. Он потребовал записать векселя на счет суда, чтобы получить их, если они не окажутся поддельными.

Общество защиты прав потребителей добилось через суд запрета на использование имени Сергея Шойгу и названия МЧС на фильтрах Виктора Петрика. Ранее судимому по 16 статьям Уголовного кодекса, в том числе за мошенничество, самопровозглашенному академику удалось внедрить свои изобретения после того, как он выиграл конкурс партии «Единая Россия» по программе «Чистая вода». Государство планировало потратить на нее до 2020 года 500 миллиардов рублей. Экспертиза РАН в рамках судебного разбирательства показала, что фильтры Петрика не только не очищают воду, но еще и могут быть опасны для здоровья. Общество защиты прав потребителей намерено добиться полного запрета на их производство.

Читайте также