Топ старинных технологий, используемых в XXI веке

09.04.2021, 12:00

Видео программы «Чудо техники»

Одна из самых увлекательных вещей, связанных с технологиями, — это возможность путешествовать благодаря им не только в будущее, но и в прошлое. Забытые изобретения, как уверены те, кто их возрождает, могут не только развлекать, но и приносить пользу.

Скрипки Страдивари

Скрипки Антонио Страдивари высоко ценятся и спустя почти 300 лет после смерти итальянского мастера. Цены на аукционах доходят до 15 млн долларов. Секрет их звука частично раскрыл тайваньский исследователь Хван Чинг Тай. Кусочки древесины скрипок, находившихся на реставрации, он изучил при помощи рентгена, электромагнитного излучения и химических анализов.

Хван Чинг Тай, доцент кафедры химии Тайваньского национального университета: «Мы обнаружили, что Страдивари подвергал древесину обработке бурой, сульфатом железа, цинком и медью — видимо, для защиты от грибка. Также он добавлял различные соли, чтобы не появлялись трещины на корпусе, и щелочи, из-за которых дерево меньше впитывало влагу».

Это, судя по всему, повлияло и на звук, как и то, что скрипки не были забыты и на них играли сотни лет подряд. Музыкальные вибрации, по мнению исследователя, придали инструментам особые резонирующие свойства. А еще у Страдивари был свой секрет настройки.

Хван Чинг Тай: «Люди говорят, что, когда слышат скрипку Страдивари, то испытывают ощущение, что источник звука находится близко. Это звуковая иллюзия. И я думаю, изучение этих инструментов поможет нам лучше понять природу человеческого слуха и улучшить современные скрипки».

Клей для позолоты по рецепту XVII века

Удивительно, но технологии прошлого порой превосходят современные. К примеру, позолота, нанесенная с помощью особого клея по рецепту XVII века, по мнению реставраторов, не теряет яркости при должном уходе сотни лет. В рецепт старинного клея входит яичный белок, причем протухший. Его смешивают с водой и отправляют на 30 дней в теплое место. Затем соединяют с глиняной основой и, покрыв предмет, наносят тончайшие листы сусального золота. Это дорого и долго, но, как говорят специалисты, позволяет добиться исторической достоверности. Именно поэтому, например, при реконструкции Большого театра ложи и балконы золотили именно так, по старинке.

Старинные сплавы и оружие

Изучение технологий прошлого не всегда преследует сугубо прагматические цели. Нередко оно имеет чисто научную ценность. Например, ученый из Челябинска Иван Семьян организовал в местном университете целую лабораторию экспериментальной археологии. Старинное оружие, подобное тому, каким пользовались татаро-монгольские воины, сообщает важные сведения о развитости того общества, его отнюдь не примитивности.

Лаборатория Семьяна в Южно-Уральском госуниверситете буквально забита щитами, каменными топорами, созданными по технологиям каменного и бронзового веков. Тут пробуют воссоздавать даже музыку прошлого. Ученый и его коллеги, мастеря своими руками то, что делали предки, пытаются лучше понять их жизнь и иногда отделить исторические факты от мифов.

Например, существует легенда, что секрет обработки обсидиана — магматической горной породы — людям открыли инопланетяне. За особые режущие свойства ее прозвали «драконьим стеклом». На самом деле эта обработка — пример кропотливого труда. Иван и его студенты много экспериментируют с вулканическим стеклом, показывают это на публичных лекциях, а обсидиан за уникальную остроту его сколов начали применять даже в инструментах для глазной хирургии.

Есть и те, кто на старинных технологиях пытается зарабатывать. Например, многие бьются над тайной булатной стали. По легенде, она родом из древней Индии, гнулась, не ломаясь, легко перерубала европейские клинки, а последним ее делал уральский горный начальник и металлург Павел Аносов, которому стоит памятник в городе оружейников Златоусте. Именно там живет Сергей Баранов — кузнец, который утверждает, что после долгих опытов в домашней печи заново открыл рецепт древнего сплава.

Дома из соломы

Профессиональный банщик из Казани Тимур Крылов решил построить банный дом из соломы, как это делали поселенцы в американской Небраске в XIX веке. У американцев под рукой тогда не было другого строительного материала. Высушенные стебли ржи прессовали в тюки и из них, как из кирпичей, складывали стены. Сейчас соломенные дома снова пробуют делать и говорят, что в них и атмосфера приятная, и энергоэффективность на высоте. На современном производстве солому утрамбовывают с помощью 5-тонного пресса. Получаются панели, из которых и собирают здания. Штукатурят все глиной. Как говорят поклонники технологии, никакой дополнительной ветро-, влаго- и даже огнезащиты не нужно. Правда, дом из сухой ржи в итоге обходится не дешевле, чем, например, из кирпича, — около 30 тысяч рублей за квадратный метр.

Читайте также