Интервенция под благим предлогом: почему поддержка НАТО обернулась для Ливии годами войны

19.03.2021, 09:05

Видеосюжет: Роман Соболь
Видео программы «Сегодня»

Ровно 10 лет назад истребители НАТО вторглись в воздушное пространство Ливии. Североатлантический альянс начал в стране полномасштабную операцию под предлогом защиты населения от войск Каддафи. Блок оказывал военную поддержку повстанцам, которые выступали против ливийского лидера. Результатом этой интервенции стало свержение и убийство Каддафи, хотя изначально Запад не называл это своей приоритетной задачей.

Операция НАТО, которая проходила под демократическими лозунгами, положила начало периоду нестабильности и вооруженной борьбы за власть на территории Ливии. Действия блока привели к фактическому распаду страны и росту влияния экстремистов.

В эти дни в Ливии шумно отмечают 10-летие революции и свержение Каддафи. В стране проходят демонстрации, улицы задрапированы флагами, чтобы не бросались в глаза простреленные дома. Говорят, у ливийцев появилась новая надежда. Кланы, враждовавшие все эти годы, замирились на время, и даже фельдмаршал Хафтар оставил попытки штурмовать Триполи, чтобы не мешать формированию переходного правительства.

Ибрагим Аль-Дрисси, депутат: «За эти долгие несчастные годы раздоров и войн с ливийцами произошло то, чего бы мы никогда им не пожелали. Но сегодня идет объединение исполнительной власти, возвращение Палаты представителей всех ливийских регионов, городов и деревень».

Простые ливийцы не столь оптимистичны. Верить в лучшее хочется, но верить властям здесь разучились.

Асаад Аль-Джафар, житель Триполи: «На новое правительство нет особой надежды, его задача — организовать новые выборы в декабре. Хотелось бы, чтобы оно занялось и более насущными проблемами — электричеством, газом и водоснабжением».

Местный Житель: «Война разрушила Триполи. Мы скитались больше 2 лет, а когда вернулись сюда, то сами восстанавливали свои дома без помощи государства, которому нет до нас дела. Мы просто хотим вернуться к нормальной жизни. В войнах нет никакого смысла, мы жертвы, мы ничего не выиграли».

Получается, что сейчас ливийцы страстно мечтают о том, что у них уже было 10 лет назад.

Борис Долгов, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН: «Ливия во времена Каддафи была процветающим государством. Это самая развитая страна, использующая нефтересурсы для развития своей экономики, для поднятия жизненного уровня ливийцев. В Ливию приезжали гастарбайтеры со всего арабского мира».

Уровень жизни в Ливии был сопоставим с доходами жителей стран Южной Европы. Да, демократии не хватало, здесь правил бессменный вождь, странный диктатор, который велел называть себя братом, жил в шатре, отказался от официальных должностей и званий, упразднил министерства и провозгласил джамахирию — прямую власть народа.

В то же время Каддафи легко казнил оппонентов, спонсировал экстремистов, поссорился со всеми окрестными королями и нефтяными шейхами и (что еще хуже) после смерти Саддама стал для Запада самым плохим парнем в районе.

Пол Крейг Робертс, экс-советник президента Рейгана: «Вашингтон он раздражал по трем причинам. Первое: Каддафи отказал США в военном сотрудничестве. Второе: Каддафи создавал обеспеченную золотом ливийскую валюту, чтобы исключить американский доллар из валютных расчетов во всей Африке. Это был удар по гегемонии США. И, наконец, он разрешил китайцам добывать нефть на востоке страны и построить военно-морскую базу в Средиземном море. Вашингтон не терпит конкурентов. И, конечно, Запад хотел завладеть ливийской нефтью».

Но одним из главных сценаристов этой драмы оказалась Франция. Когда в 2011 году до Ливии докатились волны так называемой арабской весны, полковник Каддафи быстро подавил восстание. И вдруг 19 марта самолеты НАТО разбомбили столицу и позиции правительственных войск.

Есть данные, что в 2007 году Каддафи имел неосторожность занять президенту Франции Саркози много денег на избирательную кампанию, а тот выждал момент и вернул долг бомбами, дескать, надо освободить ливийцев.

Елена Супонина, советник директора Российского института стратегических исследований: «Муаммар Каддафи очень сильно до этого начал рассчитывать на потепление в отношениях со странами Запада, он оголился во многом перед ними. Он пошел на уничтожение многих запасов оружия, что от него требовал Запад».

Вскоре под ударами повстанцев и натовских бомбардировщиков Триполи пал, Каддафи был растерзан толпой. Но напрасно на Западе думали, что вместо него удастся посадить марионетку, а дальше все пойдет гладко.

Ливийские племена начали драться за власть, нефтяные вышки тоже толком не работали из-за гражданской войны, так что выкачать из Ливии нефтедоллары оказалось сложно. И еще одна беда: Каддафи, кем бы он ни был, держал границы твердо. Жители Сомали, Судана и Эритреи сидели ровно, даже не мечтая сбежать через Ливию в Европу, но сейчас Ливия стала главной перевалочной базой для нелегалов.

Пол Валлели, генерал-майор в отставке, военный аналитик: «Беженцам из Центральной Африки стало очень просто мигрировать через Ливию и на лодках добираться до Италии. Сейчас это огромный бизнес, огромные деньги. Контрабандисты наживаются на этих людях. За 10 лет число мигрантов попавших, например, в Италию выросло до астрономических величин».

Елена Супонина: «Европа огребла по полной программе. Кто-то решал свои предвыборные задачи в той же Франции, но простые люди в Европе это поняли на себе, потому что особенно те страны, которые выходят на Средиземноморье, столкнулись с ростом преступности и некоторых заболеваний, потому что состояние дел у беженцев аховое».

Бомбардировщики НАТО превратили Ливию не в демократию, а в черную террористическую дыру. Их всех стран, охваченных «арабской весной», Ливия, Сирия и, пожалуй, еще, Йемен заплатили самую высокую цену.

Читайте также