Россиян испортил парковочный вопрос

18.12.2011, 21:06

Видео «Сегодня. Итоговая программа»

Какие страсти кипят в России из-за дефицита мест для авто, и кто на этом нагревает руки? Что выходит за рамки закона, и решит ли проблему новая «парковочная геометрия»?

Головная боль. Чуть ли не каждый день в разных уголках страны кипят страсти из-за растущего дефицита мест для авто. Машин все больше, и, вопреки расхожему мнению, тут свет клином на одних только Москве и Санкт-Петербурге не сошелся, придомовые территории в российских городах не резиновые — скорее как шагреневая кожа, едва снег выпадает, съеживается.

Парковочные битвы идут, слава богу, большей частью без жертв, но почти неизменно либо с нанесением телесных повреждений, либо с причинением морального ущерба, либо с порчей движимого имущества.

Корреспондент НТВ Юрий Кучинский, побывав на линии фронта, изобретательности отдельных граждан подивился, выяснил, что и по чьей вине выходит за рамки закона, а также задался вопросом, может новая парковочная геометрия нас всех примирит?

Ольга Сопова: «Полторы тысячи взяли, отломали лейбл. А она такая крутая была, с таким гербом, такие сейчас не продаются».

И это еще мелкие шалости. Однажды утром Ольга Сопова обнаружила, что у ее машины проколоты все колеса. Место, которое она заняла во дворе, своей неприкосновенной и неоспоримой собственностью считал сосед Ольги.

Ольга Сопова: «Говорит так: я вот чистил, чистил всю зиму место, поэтому оно считается моим. Я считаю, что так нельзя. У меня такая машина, что мне не нужно место чистить, почему я должна чего-то кому-то чистить, а потом отвоевывать. Это неправильно».

Машин в Петропавловске в последние годы стало очень много. Сказывается близость к границе, так что недорогих подержанных «японцев» здесь у большинства семей уже по несколько штук. А вот организованных парковок мало и стоят они по 300 рублей в сутки. Люди как-то обустраиваются сами, но это процесс хаотичный, так что лопаты при камчатских снегопадах — это главный инструмент автомобилиста — в любой момент могут превратиться в оружие.

Ольга Сопова: «Никто ничего не делает, ни власти не делают, ни закона нет об этом. Никто не знает, как с этим бороться».

Интернет полон доказательств того, что парковочный вопрос портит людей не хуже квартирного. Настолько, что хозяину джипа в не слишком, кстати, и заставленном дворе не лень достать трос, чтобы освободить именно свое место. Дело заканчивается предсказуемо. И такой вариант еще можно назвать просто предупреждением.

Игорь Козлов, психолог, мастер спорта международного класса по автогонкам: «Выход только один — договариваться. Вот агрессию выливать друг на друга — утверждаю это, как психолог, — позиция слабых людей. Не забывайте один момент: и вы в этой ситуации также можете оказаться, приехав в другой двор. Когда это происходит, в момент раздражения, нам хочется совершить возмездие здесь, сейчас и моментально».

Идейных борцов за парковочное равноправие пока единицы. Москвич Алексей Хресин последовательно пытается опровергнуть поговорку «один в поле не воин» и даже несколько раз побеждал. Но победы оказывались промежуточными.

Алексей Хресин: «Итог переписки с префектурой — стационарные столбики его заставили вырыть. Вот человек теперь решает проблемы своего парковочного места, так сказать, оригинальным способом».

Парковки во дворе Алексея больше не столбят: накладно столбики вкапывать каждый раз. Теперь вместо них используют все что угодно — вплоть до мусора с соседней помойки, лишь бы хоть как-то обозначить: это мое место. Несогласным колеса, правда, уже не режут, но запросто могут заблокировать выезд, припарковавшись прямо перед капотом.

Алексей Хресин: «Побочный эффект всей этой борьбы — я стал врагом номер один всего дома».

Анна Александрова: «Появилась машина, а мне сказали: „мест нет“».

Вопрос даже не в том, что кто-то посторонний, какой-нибудь гость или офисный планктон из бизнес-центра по соседству паркуется во дворе жилого дома. Анна Александрова прожила здесь всю жизнь, только машину купила недавно, опоздав к парковочному переделу территории.

Анна Александрова: «Мест много, но если мы приедем и попробуем сюда встать, будут всячески недовольны. Сначала нам приходили охранники и говорили, что сюда ставить нельзя, вы должны машину убрать, у вас нет места».

Лишь после официального письма от районных властей, где черным по белому написано «парковка организована незаконно» ,Анну стали пропускать во двор на машине. Но любая попытка встать на расчерченной площадке все равно кончается скандалом. При этом некоторые даже умудряются сдавать якобы «свое» место в аренду жителям соседних домов, когда сами надолго уезжают или зимой ставят машину в гараж.

Анна Александрова: «Получается, что только у него прав больше, потому что он раньше нас пришел и просто захватил. Нарисовал полоску, поставил шлагбаум».

Самозахват — повсеместная проблема. И абсолютное большинство шлагбаумов, столбиков, цепочек и разметок незаконны. В Москве вообще не проведено межевание территорий, то есть, не размечены границы дворов, что к какому дому относится. И пока все эти территории являются муниципальной, то есть государственной собственностью. Правда, государство, похоже, просто не знает, с какой стороны взяться за проблему, которая в городах с каждым годом только обостряется.

Сергей Асланян, автомобильный эксперт: «Не бывает городов, рассчитанных на весь автопарк. Ни один город не является хранилищем для автомобилей. Постоянно происходит некое движение, и не бывает никогда так, что парковочных мест больше, чем автомобилей».

Проблема в том, что парковочный вопрос у нас слишком часто решается на одних эмоциях. Хотя стоит мозги включить, и разумный выход находится буквально под носом. Почти в каждом дворе найдется какой-то ресурс для оптимизации, а кое-что просто нужно «оптимизировать» прямо на свалку.

Разумный порядок в действии — в Новосибирске на практике убедились в пользе парковочной геометрии. Сфотографировали проблемные места с воздуха, просчитали и начертили. Результаты впечатляют.

Валерий Андрейченко, начальник участка новосибирской городской службы парковки: «Была нанесена разметка, были выделены сотрудники, которые занимаются непосредственным паркованием автомобилей, и буквально сразу был виден результат. Парковочное пространство увеличилось на 30%».

Этот порядок повлиял даже на поведение водителей. Количество парковщиков уже через пару месяцев действия городской программы сократилось вдвое. Автомобилисты сами стали парковаться гораздо аккуратнее.

Но это пока только на оживленных центральных улицах. Для перемирия в дворово-парковочных войнах никаких предпосылок не просматривается. Ведь строительство подземных паркингов, например, в России, в отличие от Европы, почему-то считается сверхдорогим решением.

Сергей Асланян: «Нам по плечу построить ДнепроГЭС, полететь в космос, построить БАМ. Но как только чего-то касается дорожного хозяйства, выясняется, что у нас нет возможностей. То есть у нас прямо в Москве начинается „вечная мерзлота“, мы не можем углубиться ни в какой грунт. Вот если не воровать, получится абсолютно все».

Борьба с самозахватом парковочного пространства сегодня ведется руками государства, но чаще всего по частной инициативе. Авторы интернет-портала «Соседи» разработали подробный алгоритм.

Елена Потапова, редактор сайта по борьбе с захватом парковочных мест: «Фотографируете это место с признаками самозахвата. Это может быть надпись краской на асфальте, это могут быть столбики, цепочки, конусы. Пишете письмо о факте самозахвата, причем на сайте есть образец, можно им воспользоваться».

Эти письма нужно отправлять в районные органы власти. Они обязаны реагировать на жалобы населения, несмотря на то, что владельцы машин из конкретного дома, не желающие пускать к себе чужих, готовы насмерть стоять за свою правду.

Местный житель: «Все это сделано было за наши деньги, за каждое место человек заплатил 20 тысяч рублей».

Почему государственную землю приходится благоустраивать за собственные деньги, это серьезный вопрос. Но как бы то ни было, с точки зрения закона подобные вложения права собственности на парковку все равно не дают.

Павел Зубрилов, руководитель инженерной службы района Марьино г. Москвы: «Получилось так, что из квартиры №1 человек себе поставил блокиратор, уехал на работу, и целый день данное парковочное место не используется. А из квартиры №2 человек уже не может пользоваться. Поэтому данные парковочные места свободны для всех жителей города Москвы для использования парковки своих личного автотранспорта».

Сейчас есть лишь один законный вариант для организации своей собственной парковки. Но для того чтобы ставить заборы, шлагбаумы, охрану и никого не пускать, жителям дома придется арендовать территорию двора у государства. А кроме аренды, платить еще земельный налог и самим все благоустраивать и подметать. Любые другие способы выгородить себе место под солнцем рано или поздно приводят к одному финалу.

Читайте также