Петербургские реставраторы представили католицизм в новом свете

26.02.2021, 21:40

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Музей истории религии отреставрировал для постоянной экспозиции образцы живописи и декоративно-прикладного искусства, посвященные католичеству. За эти два года было сделано множество научных открытий.

Чтобы раскрыть авторские слои неизвестного художника арагонской школы, нанесенные более 500 лет назад, реставратору необходимо убрать более поздние наслоения и потемневший лак. Анатолий Агарков с помощью химреактивов и скальпеля устранил масляную живопись и добрался до темперной. У апостола Петра в образе Папы Римского изначально цвет одежд был другим — не синие, а оранжево-желтые.

Реставрация началась с укрепления доски, изъеденной жучком. Теперь живопись раскрылась так, что на белой перчатке основателя святого престола заметен знак в виде креста и перстни. Это изображение апостола Петра интересно и декоративным окладом, и выписанным пейзажем, характерным для периода итальянского Возрождения, почти как у да Винчи. Работа впервые будет представлена на постоянной основе.

Реэкспозиция раздела «Католицизм» будет располагаться, что символично, параллельно галереи залов, посвященных православию. В новых разделах покажут, во что католики верят, в чем особенности догматики и в чем разница обрядов конфессии, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Подготовка обернулась рядом научных открытий. Например, точно установили имя Папы Римского на очень редком изображении главы католической церкви с рыбой.

Как оказалось, на доске — папа Сильвестр I, крестивший в IV веке императора Римской империи Константина. Рыба отсылает к первому чуду понтифика, предсказавшего смерть от рыбной кости римского префекта, гонителя первых христиан. По всей видимости, изображение папы было в алтарной части, так как на обороте — лик Евангелиста Иоанна.

И еще будут алтарные образы из готического кабинета Павла Вяземского, ранее не выставлявшиеся. Из Карлсруе, где служил дипломат, они были привезены в Россию, после революции попали в музей имени Пушкина, потом в антирелигиозный музей в Москве и после его расформирования уехали в Ленинград.

Читайте также