Просроченные продукты с подпольных складов: из чего готовят надомные повара и кондитеры

22.02.2021, 15:06

Видео программы «НашПотребНадзор»

Интернет пестрит предложениями домашней еды с доставкой на дом. Многие, оказавшись на самоизоляции, принялись подрабатывать готовкой, да и повара в связи с массовым закрытием кафе и ресторанов, перешли на удаленку. На первый взгляд, такой товар вполне легален: кулинары оформляются как самозанятые и гордо машут документом в соцсетях. Но это говорит лишь о том, что повар платит налог, а к качеству еды или санитарным нормам отношения это не имеет.

Есть мнение, что домашняя стряпня опаснее, чем та, которую доставляют из выживших общепитов. Из-за COVID-19 в кафе и ресторанах большие торжества запрещены, многим юбилеи пришлось праздновать дома. Чтобы кулинарные хлопоты не придавили, торт, горячее, салаты и даже колбасу заказывают по объявлению в Интернете. Это и дешевле, чем в ресторане, и по-домашнему вкусно.

Меню самозанятые кулинары предлагают очень разнообразное: пельмени с говядиной и свининой — 450 рублей за 0,5 килограмма, вареники с клубникой — 200, блинчики с мясом — 250 рублей килограмм. И минус 7% скидка. Кастрюлями отгружают борщ — два наваристых литра за 800 рублей. Онлайн-столовая с доставкой предлагает хлеб, салат, первое, второе и компот. Каждый день новое меню. Кажется, можно пару раз в неделю забыть о готовке.

Только состав этих домашних блюд нигде не прописан. За ним, видимо, нужно обращаться в личку и в директ. Но можно ли верить просто сообщению в переписке? Нина давно варит и печет на продажу. На руках — одноразовые перчатки, на голове — шапочка, в холодильнике — чистота, а ингредиенты явно недешевые: мед деревенский и сделанное по ГОСТу сливочное масло. Женщина признается, что подмены на грошовый суррогат никто бы не заметил.

Нина Орлова, кулинар: «Обыватель никогда в жизни не поймет, что в креме или коржах, например, которые запеклись и обмазаны кремом. Не почувствует никто масло или маргарин».

Клиенты торгуются, просят скидку и в итоге делают заказ у конкурентов, большинство из которых или не афишируют состав, потому что мало кто до сих пор им интересуется, или нагло врут.

Нина Орлова: «Две пачки масла, например, по 300 рублей, грубо говоря. Две пачки маргарина — 40 рублей. Варенья банка — 100–200, еще и останется. От 700 до 1000 рублей только ягоды выходят».

Но это не предел экономии. Те, кто варятся в этом бизнесе давно, обрастают не только рецептами, но и знакомствами среди поставщиков, причем не только тех, которые могут достать что-нибудь уникально свежее и вкусное, но и тех, кто может раздобыть максимально дешевые ингредиенты.

Алла Комиссарова, основатель шоколадно-кондитерского ателье: «Мы же знаем, что есть специальные рынки, где все очень дешевое. Там иногда бывает дешевле, потому что остается неделя или две до конца срока годности. Это все берут по каким-то бросовым ценам».

Адреса магазинов с просроченными продуктами в Интернете в открытом доступе найти невозможно. Информация о них передается, что называется, из уст в уста. Как выяснила программа «НашПотребНадзор», один из них находится в обычном жилом доме, попасть в который можно только по рекомендации. В этом шоуруме просрочки на грязном полу можно выбрать печенье с шоколадом. Можно купить мраморную говядину в три раза дешевле, чем в любом магазине, потому что срок годности истек полгода назад. Есть котлеты с недельным сроком годности, которые протухли осенью 2020 года. А еще пельмени, которые можно было хранить аж полгода, но срок этот вышел еще шесть месяцев назад. По словам продавца, каждый кулинар покупает на 10–15 тысяч. Согласно приказу Минздрава, вся просрочка должна уничтожаться, за нарушение грозит наказание по уголовной статье. Но многие готовы рисковать.

Надежда Раева, начальник отдела надзора по гигиене питания Управления Роспотребнадзора РФ по Московской области: «В просроченных продуктах начинаются процессы окислительной порчи жиров, начинают размножаться бактерии гниения, поэтому к кишечной инфекции вы еще рискуете заполучить серьезные проблемы с желудочно-кишечным трактом, печенью, поджелудочной железой».

Константин, ставший клиентом надомных кулинаров, заказывать еду в Интернете без чеков и юридических данных никому не советует. У него не только день рождения был испорчен, так еще и неделя после него.

Константин Переводчиков: «Почувствовал себя плохо уже где-то ночью, когда уже разошлись все. Стало плохо, крутило живот, поднялась температура. С утра я созвонился с ребятами и оказалось, что не одному мне было плохо».

Не всегда причина отравлений — злой умысел. Стряпать можно научиться у бабушки и родителей, по урокам в Интернете и очным мастер-классам, но о санитарных правилах там не рассказывают, а их гораздо больше, чем шапочка на голове и руки без колец. В поварских техникумах товарному соседству учат на первом курсе: продукты должны быть упакованы в индивидуальные боксы, на каждом обязана быть дата, иначе не только смешаются запахи, но и расплодятся бактерии с плесенью.

Марат Зиннатуллин, кандидат медицинских наук, гастроэнтеролог: «Такие бактерии, как сальмонелла, шигелла вызывают сальмонеллез и дизентерию — наиболее опасные инфекции. Да, вирусы, ротавирусы способны вызвать диарею, боли в животе, расстройства пищеварения, грибковую инфекцию, в последующем вызывающие заболевания, которые уже приводят на больничную койку и к серьезным осложнениям».

Часто у надомных кулинаров болеют дети, но родители продолжают готовить на продажу. Инспекторы Роспотребнадзора говорят, что проверять и наказывать доморощенных поваров-бизнесменов не могут.

Надежда Раева: «Роспотребнадзор не имеет права проверять частные домовладения и частных лиц. Но если даже сам кондитер вызовет контролеров домой, штраф в размере 500–2000 покроет сумма, вырученная всего за один торт».

Готовят дома для продажи и в других странах. В США, например, домашняя кулинария тоже процветает, но под крылом властей, которые считают важным развивать малый бизнес и лояльны к поварам. Медицинские анализы не требуются, специальные санитарные проверки не проводятся, главное — соблюдать правила безопасности, например не курить на кухне.

В Германии правила еще суровее. Кондитер Надежда, приехавшая в Баварию из Казахстана, была уверена, что сможет быстро организовать такой же домашний бизнес, как и на родине. Но оказалось, что без разрешения клиенты просто ничего не покупают, а дверь должна быть круглые сутки открыта для санитарного инспектора, который может нагрянуть в любой момент. Не пустишь в дом ревизора — ты закрыт. Пустишь и найдут нарушения — бизнесу конец.

В России заказывать супы, пироги и котлеты от поваров-частников, которые рекламируют себя в соцсетях и объявлениях в подъездах, стало привычным делом. Некоторые из кулинаров не стыдятся подкладывать просрочку, которую берут на подпольных складах и рынках.

К счастью, так поступают далеко не все. Есть те, кто действительно печется о здоровье покупателя и готовит из качественных ингредиентов. Но как бы такие повара ни старались, согласно российским законам, они — злостные нарушители, ведь правила и СНиПы для кулинарных производств писали еще в советское время, и речь в них об огромных заводах. С тех пор документы почти не меняли.

Екатерина Нечаева, юрист: «В помещении должны находиться несколько раздельных комнат. Основными являются комнаты для сырья, комнаты для готовой продукции, моечная, раздевалка. То есть это отдельные комнаты, разделенные между собой перегородками. Разумеется, ни в однушке, ни в трешке, такое сделать невозможно».

На заводе можно, но даже там эти правила игнорируют. Сотрудники нередко работают на грязных столах. Спецприбор находит бактерии: норма — 20, а тут микробиологический порог превышен в 127 раз.

Кажется, именно проблема некачественных продуктов — самая большая угроза национальной безопасности. Подтверждают это и результаты лабораторной проверки. Салат и борщ оказались приправлены бактериями.

Мария Пилипенко, начальник лаборатории микробиологии ФБУ «Ростест-Москва»: «Причины могут быть всевозможные, начиная от хранения и доставки до не совсем чистого приготовления этих продуктов».

Пельмени, ветчина и торт не вызвали нареканий экспертов. Домашняя кулинария вполне может облегчить домашние хлопоты, но рисков будет меньше, если надзорные органы все же смогут контролировать работу таких кулинаров и если сами клиенты будет интересоваться не только ценой.

Читайте также