Тайна гибели офицеров-гидрографов в Крыму: один из героев ВОВ остался без посмертной награды

16.02.2021, 17:05

Видеосюжет: Михаил Антропов
Видео программы «Сегодня»

Поисковики и историки Крыма вот уже несколько лет пытаются добиться справедливости в отношении двух участников Великой Отечественной войны — гидрографов Демьяна Выжулла и Владимира Моспана. Эта военная профессия не на слуху, но именно они обеспечивали проход кораблей морского десанта, зажигая маяки на берегу. Свое задание в 1941 году Выжулл и Моспан выполнили, маяк зажгли, десант высадился, но сами лейтенанты пропали.

Опукский природный заповедник, вокруг скалы, море и бескрайняя степь. Единственный рукотворный объект — обелиск в память о героях Великой Отечественной. Недавно на нем появилась табличка с именами двух лейтенантов. Демьян Выжулл и Владимир Моспан героически погибли в декабре 1941 года. Спустя 80 лет их подвиг так и не оценен по заслугам.

Они служили на Черноморском флоте офицерами гидрографами. Участвовали в Керченско-Феодосийской десантной операции. Это был первый шаг к освобождению Крыма от фашистов.

Владимир Санжаровец, старший научный сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника: «Высадка происходила в ночное время. Очень важно было сориентировать, чтобы высаживались не на скалы, а на песчаный берег».

Лейтенантам Выжуллу и Моспану поручили установить маяк на скалах Эльчан-Кайя, в переводе с тюркского «скалы-корабли». Их высота 20 метров, рассмотреть можно берега. Для этого, правда, понадобится хорошая оптика. До места, где офицеры-гидрографы установили маяк, примерно 3 километра. Зимой волна здесь высокая, вода ледяная, ветер пронизывал насквозь. Такой погода была и в декабре 1941 года, когда к мысу Опук подошла подводная лодка. С нее офицеры высадились в резиновую шлюпку и отправились к обледеневшим отвесным скалам.

Наталья Непомнящая, научный сотрудник Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника: «У них была и аппаратура с собой, ацетиленовый фонарь нужен был и специальный трап, чтобы подняться на уступы».

В архивах хранятся уникальные свидетельства операции и фотография той самой подлодки Щ-203, письма офицеров, их характеристики. Из документов следует, что у десанта были четкие ориентиры, маяк горел. Высадка наших войск была успешной, Керченский полуостров вскоре освободили. Но Демьян Выжулл и Владимир Моспан к подводной лодке не вернулись.

Почти невероятно, но в Санкт-Петербурге живет человек, который был лично знаком с героями. Виктору Старожицкому 102 года. С Моспаном и Выжуллом он учился в военно-морском училище.

Виктор Старожицкий, капитан I ранга, ветеран Великой Отечественной войны: «Особенно мне запомнился Выжулл, очень на нем сидела форма, как влитая, и был он прекрасный танцор, блистал на всех курсантских балах».

Задача, которую выполняли его сокурсники, по сложности и риску была сравнима с задачами военной разведки.

Виктор Старожицкий: «Я так полагаю, что их очень быстро немцы засекли, могли засечь. Операция, конечно, сложнейшая».

Сначала их считали без вести пропавшими. Возможно в этом причина того, что Демьяна Выжулла наградили лишь после войны.

Наталья Непомнящая: «Орденом Отечественной войны I степени его наградили в 1946 году, через 5 лет после его гибели, и такие случаи нередки».

А Владимир Моспан так и не был отмечен никакой государственной наградой.

Виктор Старожицкий: «Я узнал об этой странной дискриминации, несправедливости, в конце прошлого года, у меня это известие вызвало недоумение и протест».

Восстановить справедливость родственники Владимира Моспана пытались в 70-е годы. В 2015 году Русское географическое общество обращалось в Минобороны. Все просьбы по достоинству оценить подвиг героя по какой-то причине остались без ответа.

Читайте также