Охота на волков: как потушить террористический пожар в Европе

24.01.2021, 20:28

Видео программы «Итоги недели»

В российском черном списке находящихся в федеральном розыске за терроризм впервые за много лет — пусто. Глава Чечни Рамзан Кадыров отчитался президенту о ликвидации последнего боевика — Бютукаева. Он организовал взрывы в Домодедово десять лет назад, он же захватывал «Дом печати» в Грозном, список его деяний — почти страница.

Бютукаева ловили годами, искали по всему Кавказу, это была большая работа всех российских спецслужб. В результате чеченский спецназ его ликвидировал. То, что рассказывают участники спецоперации, выглядит как охота на волков. Нашли логово, выманили, предложили сдаться. В логове было пятеро — они ответили огнем и были уничтожены.

Рамзан Кадыров, глава Чеченской Республики: «Изначально я докладывал верховному главнокомандующему, как мы планировали операцию, и когда закончили, я тоже доложил. Президент всех нас поздравил».

Тем не менее это лишь верхняя часть айсберга. В лесах по-прежнему могут скрываться пусть разрозненные, но не менее опасные последователи идеи джихада. Разрозненные, но не хуже вооруженные. Ведь только у банды Бютукаева нашли десятки схронов, а сколько еще не нашли — неизвестно. Кто ими может воспользоваться — тоже.

Александр Поляков, представитель Информационного центра НАК: «Было обнаружено 20 тайников, шесть оборудованных блиндажей с оружием, боеприпасами и бандитским снаряжением, а также 20 самодельных взрывных устройств мощностью до 15 кг в тротиловом эквиваленте. В ходе спецопераций были нейтрализованы 16 членов банды Бютукаева, среди которых находились боевики, прибывшие с Украины».

Нет разницы, откуда прибыли террористы, зачем и кто ушел в банду, но важно знать, сколько их еще остается в лесах и кто обеспечивает их деньгами, едой, оружием и связью.

Колин Роули, специальный агент ФБР в отставке: «Число терактов сейчас упало из-за COVID, из-за закрытых границ. Но все понимают, что остаются люди, готовые браться за оружие. Что это может быть затишьем перед бурей. Даже у вас в тот момент, когда на Кавказе стало спокойнее и безопаснее. Мы научились тех, кто присягнул халифату, вычислять в соцсетях, но те, кто настроен всерьез, в соцсетях не светятся».

Их ловят и наказывают. За подготовку терактов в Питере — восемь лет, в Ставрополье — 14 лет строгого режима. В Турции — 15 арестованных за связь с неким эмиром в Сирии, в Америке арестован солдат, дававший инструкции исламистам, как лучше убивать его земляков и где слабые места на американских базах в Ираке.

Колин Роули, специальный агент ФБР в отставке: «Одиночке не нужна группа, не нужны соцсети — он просто берет нож и нападает на церковь. Или берет машину и врезается в толпу. И взгляды у него могут быть любые — от идей джихада до идей мести за джихад».

Со стороны это похоже на замкнутый круг одиночек — от взрывов по всей Европе во имя джихада до расстрела в Новой Зеландии как мести за джихад. А потом терактов на Шри-Ланке — как мести за Новую Зеландию. И простого ответа на вопрос: как вычислить того, кто решил убивать, нет.

Однако идея, что Запад совершает новые крестовые походы против ислама, впервые громко прозвучала, когда американцы начали бомбить Ирак. И тогда это привело к рождению халифата и большой крови. Если идея появилась снова, то уже понятно — это снова может закончиться очень большой кровью. Да, халифат не заметили. Но и ЦРУ в свое время казалась удачной идея, что защитник веры Бен Ладен выступит против советских войск. Никто не просчитал, что потом бойцы халифата, с которыми фотографировался сенатор Маккейн, окажутся такими же неблагодарными, как автор идеи взорвать башни-близнецы.

Александр Меркурис, политолог: «Не менее неблагодарными могут оказаться и те, кого приютила Франция, они — бомба замедленного действия. И главным образом, речь идет о беженцах из Афганистана. За двадцать лет операции против талибов они не знают ничего, кроме войны. Они помнят, как бомбили их страну, и поймать их в ловушку идей джихада проще простого».

Но ведь на самом деле было бы большим упрощением объяснять террористический пожар в Европе противостоянием двух цивилизаций — исламской и христианской. На самом деле, за этим могут стоять очень большие интересы и очень большая геополитика.

Колин Роули, специальный агент ФБР в отставке: «Сейчас много говорят о борьбе с терроризмом, заключают союзы, но все намного сложнее. Это просто такое название для экономических или политических альянсов. Посмотрите на союз Америки и Саудовской Аравии. Это просто прикрытие. Как и союз саудитов и Израиля. Борьба с терроризмом — отличное прикрытие для решения своих вопросов».

Тем не менее остановить террористов, на дальних или ближних подступах, можно лишь всем вместе. А для этого нужно ликвидировать саму почву для вербовки террористами — бедность, коррупцию, недоверие к власти. Поэтому первое, что нужно сделать сейчас, поддержать экономики друг друга, особенно после ударов вируса.

Читайте также