Заслуженные каюры решили бойкотировать гонку на собачьих упряжках «Берингия»

11.01.2021, 10:10

Видеосюжет: Сергей Анцигин
Видео программы «Сегодня»

На Камчатке под угрозой срыва оказалось одно из самых зрелищных событий. Знаменитую гонку на собачьих упряжках «Берингия» намерены бойкотировать десятки местных заслуженных каюров. Погонщики считают, что в последние годы фестиваль народов Севера превратился в исключительно коммерческое мероприятие, где уже соревнуются не люди и собаки, а деньги и технологии.

Сформировать собачью упряжку глава родового стойбища Андрей Притчин может с закрытыми глазами. Вырос он в семье береговых коряков на севере Камчатки и десятки лет возил на нартах колхозную рыбу. 18 лет назад опытный каюр впервые принял участие в знаменитой гонке «Берингия», с тех пор неоднократно становился ее чемпионом и занимал призовые места.

Юбилейные, 30-е по счету состязания пройдут в конце февраля, но подавать заявку Андрей Притчин не торопится. По его мнению, к «Берингии», которая раньше совмещала в себе и многодневную гонку, и фестиваль коренных народов, теперь проявляют только спортивный интерес.

Андрей Притчин, четырехкратный чемпион гонки «Берингия»: «Сделали „Берингию“, чтобы заработать три миллиона, два или один. Все, проехали и уехали!»

С такой критикой согласились еще 17 каюров из аборигенных поселений Камчатки. Выходить на трассу почти в тысячу километров они не видят смысла, когда вместе с ними участвуют, по сути, профессиональные спортсмены, в том числе из других регионов. Нарты у соперников сделаны из легких современных материалов, а у в упряжке — скоростные собаки, натренированные ежедневно преодолевать длинные дистанции.

У каюров-традиционщиков все по-другому: их нарты тяжелее, потому что изготовлены по старинке из древесины, а верные псы хотя и мчатся быстро, но на восстановление сил им нужно больше времени. Раньше, говорят аборигены, правила это учитывали, переходы между этапами были короче. Пока собаки отдыхали, их владельцы общались с местными жителями, неспроста же маршрут гонки изначально прокладывали через северные национальные поселки.

Андрей Притчин: «Даже хотя бы проехаться по поселкам, с друзьями, родственниками пообщаться. Хоть раз в год! Пели песни, танцевали, угощали, разговаривали. А сейчас все!»

Свое недовольство камчатские каюры выразили в открытом обращении к местным властям. Проводить отныне «Берингию» они предложили в два зачета: отдельно для спортсменов, отдельно для блюстителей традиций, в противном случае пригрозили бойкотировать гонку.

Чиновники и представители оргкомитета ответили, что правила ближайших состязаний менять не будут, так как осталось мало времени, но в будущем пообещали найти компромисс.

Владимир Солодов, губернатор Камчатского края: «Не исключено, что мы в следующем году запустим два маршрута. Здесь должен быть баланс между, с одной стороны, возможностью посетить все населенные пункты, с другой стороны, все-таки спортивным духом и спортивной составляющей, которая должна позволять демонстрировать все умения и выявить наиболее сильного».

Николай Левковский — еще один опытный каюр-традиционщик, он подписывать коллективное письмо не стал и согласился только с отдельными требованиями. По его мнению, все дело в качестве самой трассы. Камчатские ездовые собаки легче преодолевают снежное бездорожье, а в гонках последних лет по-настоящему труднопроходимых дистанций было, дескать, не так много. При этом Николай Левковский категорически против идеи разделять гонку на традиционную и спортивную.

Николай Левковский, бывший участник гонки «Берингия»: «Должны быть сильные соперники. А так что — разделят эту гонку, и снова я или Притчин! Кто там еще поедет?»

Кое в чем оргкомитет «Берингии» все же пошел навстречу авторам письма. Культурную программу предстоящей гонки обещали сделать более насыщенной. На маршруте этого года от села Эссо до поселка Оссора находятся 12 населенных пунктов, в каждом из них проведут выставки традиционных ремесел и покажут документальные фильмы о «Берингии». Согласятся ли ее критики участвовать в гонке на таких условиях, станет известно 5 февраля. Это последний день, когда можно подать заявку.

Читайте также