Великобритания отказалась участвовать в спасении евро

09.12.2011, 19:55

Видеосюжет: Вадим Глускер (Вадим Глускер)
Видео программы «Сегодня»

Великобритания отказалась пожертвовать своей островной независимостью. А Германия, по сути, взяла под контроль всю ситуацию в Европе.

Сегодня в Брюсселе можно было видеть непривычную для этого часа картину: председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и президент Франции Николя Саркози, борясь со сном, пытались объяснить журналистам суть решений, только что принятых на саммите ЕС. Ночь прошла в яростных, почти переходящих на личности, дискуссиях по спасению евро.

Что разговор не будет легким, стало ясно с первых же минут. Великобритания наотрез отказалась принимать так называемый план Меркель — Саркози, который предусматривает кардинальную бюджетную реформу ЕС. Натолкнувшись на лондонскую стену и высказав британцам все, что о них думают, остальные были вынуждены свернуть на запасной путь, который может привести к окончательному краху нынешней Еврозоны.

За дебатами наблюдал обозреватель НТВ Вадим Глускер.

Свежими и отдохнувшими 27 лидеров государств Евросоюза сегодня утром никак не выглядели. На сон у них оставалось не более полутора часов. Накануне традиционного ужина не хватило для обсуждения финансовых проблем единой Европы: переговоры продолжались 10 часов и закончились в 6 утра по местному времени. И лишь канцлер Ангела Меркель предстала перед журналистами энергичной и бодрой. Ведь именно Германия, по сути, взяла под контроль всю ситуацию в Европе.

Ангела Меркель
, федеральный канцлер Германии: «Я очень довольна результатом, потому что мы наконец смогли уйти от фальшивых компромиссов. Весь мир теперь увидит, что мы научились на ошибках прошлого. Что доверие и надежность — основа всего. А Британия никогда не была по-настоящему частью ЕС с самого начала. Поэтому ситуация неудивительная. Во время переговоров с Дэвидом Кэмероном мы пришли к такому решению. Мы больше не можем идти на нежизнеспособные компромиссы. Пришло время строгих правил».

Пассаж про Великобританию не случаен. Накануне премьер-министр Соединенного Королевства сделал все, чтобы и самому не подписывать новый финансовый договор, и убедить в этом же лидеров стран, не входящих в Еврозону. Все потому, что, по мнению Дэвида Кэмерона, предложенный Берлином и Парижем вариант превращения Евросоюза в супергосударство, по сути строящееся на принципах федеральных штатов Европы, это ни что иное, как посягательство на островной суверенитет.

Дэвид Кэмерон, премьер-министр Великобритании: «Мы никогда не вступим в зону евро, мы никогда не откажемся от суверенитета, которого нас лишает этот новый бюджетный пакт. То, что согласившиеся стороны собираются делать, — это вообще-то переписать изначальный договор по ЕС, убрать из него те гарантии, которые у нас были».

Ответная реакция президента Франции была очень жесткой.

Николя Саркози, президент Франции: «Наши британские друзья, поймите меня правильно, это не критика. Мы, те, кто защищает евро и сполна хлебнул из-за кризиса, мы не станем извиняться за то, что делаем все возможное для спасения нашей валюты».

Когда на седьмом часу переговоров стало понятно, что все 27 стран новый договор не подпишут, президент Херман ван Ромпей предложил промежуточный вариант: так называемый бюджетно-налоговый пакет, цель которого — увеличить финансовые ресурсы еврозоны как минимум до 200 миллиардов евро.

Если еще сегодня утром позицию Великобритании поддерживали Швеция, Чехия и Венгрия, то второй день переговоров полностью изменил их позицию.

Херман ван Ромпей
, председатель Европейского совета: «Я настроен оптимистично. Соглашение, которое мы спроектировали по итогам вчерашних консультаций, поддержат почти все члены союза — 26 из 27. Потому что мы все понимаем, насколько ценна наша общая валюта».

Новый договор должен появиться в начале марта. Конечно, пока речь не идет о расширении еврозоны. Любопытно, что Евросоюз сам в эту еврозону и превращается. А что делать с Великобританией — вопрос открытый. Неизвестно, останется ли вообще Соединенное Королевство в единой Европе, особенно после того, что произошло сегодня в Брюсселе.

Читайте также