Почему российский закон об иноагентах гораздо мягче американского

18.11.2020, 20:16

Видео программы «Сегодня»

В Госдуму внесен пакет поправок в законодательство об иностранных агентах. Их подготовила временная комиссия Совета Федерации по защите госсуверенитета. Там заявили, что это ответные меры на попытки вмешательства зарубежных структур в дела России перед думскими выборами 2021 года. Авторы поправок предложили приравнивать к иноагентам общественные объединения без юридической регистрации, а также отдельных граждан, которые занимаются политикой и получают деньги или другую помощь из-за границы. Вводятся понятие «кандидат-иноагент» и запрет занимать госдолжности тем, кто действует в иностранных интересах. Для нарушителей закона предусматривается усиление ответственности, вплоть до уголовной.

Некоммерческих организаций в России великое множество. По данным Минюста, более двухсот тысяч. Часть из них (68 организаций или три сотых процента от общего числа) получают финансирование из-за рубежа. Как раз для них ранее был принят закон об иностранных агентах. И теперь маркировка иноагента будет распространятся и на общественные объединения.

Василий Пискарёв, комитет Госдумы по безопасности и противодействию коррупции: «Организации, которые не регистрировали себя в качестве юридического лица (а такая возможность законом предоставляется), если они занимаются политической деятельностью на зарубежные гранты, то они должны себя позиционировать как иностранные агенты».

В новом пакете поправок вводится положение, согласно которому иностранным агентом может быть признано физическое лицо, если оно занимается политической деятельностью и получает деньги из-за рубежа напрямую или через посредника. При этом человек, признанный иноагентом, теперь будет обязан указывать свой статус не только в печатных СМИ, на агитационной продукции, но и Интернете. Для того, чтобы люди понимали и делали выводы.

Новые поправки уже называют адекватным ответом на закон об иностранных агентах или лоббистах, который был принят в США еще в 30-е годы, когда там только начиналась борьба с нацистской агитацией и так называемой красной угрозой. Мария Бутина, не так давно испытавшая на себе все прелести американского избирательного правосудия, говорит, что ее посадили в тюрьму только за то, что она познакомилась с американским чиновником.

Мария Бутина, член Общественной палаты России: «Для того, чтобы быть признанным иноагентом без регистрации в США (там для этого существует два разных закона) и получить потенциальные 15 лет, не нужно получать никаких денег, не нужно заниматься политической деятельностью. Она может быть какой угодно. Достаточно просто знать государственного чиновника. Получается, что человек потенциально привлекается к 15 годам тюрьмы. Ему могут дать 15 лет, плюс 250 тысяч долларов штрафа».

Что интересно: за решетку по статьям об иноагентах в США, по словам Бутиной, попадают исключительно граждане России, Ирана и Кубы. В отличие от нашего закона, который носит скорее рекомендательный характер, в Штатах все намного жестче:
обязательная маркировка любого информационного материала и предоставление бухгалтерской отчетности по требованию Минюста в любой момент. У нас же только сейчас появляется норма, согласно которой лицо, признанное иностранным агентом, не сможет занимать государственные или выборные должности.

До недавнего времени в США за нарушение закона грозил срок до пяти лет, потом его увеличили до десяти. А по факту, как в случае с Бутиной, прокуратура требует 15 лет тюрьмы, добавляя сюда еще и обвинения в сговоре. У нас в новых поправках — сначала административное наказание, и лишь в случае многократных нарушений — до пяти лет лишения свободы. До сегодняшнего дня зарубежные НКО благополучно обходили российские законы.

Алексей Мухин, политолог: «Они провозглашали себя общественными организациями, движениями, которые не требовали государственной регистрации, переводили финансовые потоки на физических лиц, что давало возможность уходить, в том числе от налогов».

Одним из самых ярких примеров такой работы продемонстрировала ассоциация «Голос», которая на западные деньги следила за различными выборами в России и через соцсети пыталась формировать общественное мнение. Решением суда «Голос» был признан иноагентом и ликвидирован. Но затем возобновил свою работу уже в качестве общественного движения. Источники финансирования, как говорят юристы, до сих пор непрозрачны. То же самое можно сказать и о десятках других объединений: Фонд защиты прав избирателей, Фонд организации и координации защиты прав граждан, Европейский фонд в поддержку демократии и других — дело ведь не в названии. Так что теперь, если новые поправки будут приняты, эти лазейки в российских законах будут закрыты и зарубежным НКО придется играть по российским правилам.

Связанные новости

Читайте также