В горах Кавказа появилась вертолетная школа

03.12.2011, 21:17

Видеосюжет: Максим Березин
Видео программы «Сегодня»

Пилотов учат летать в ущельях, приземляться на маленьких высокогорных площадках и распознавать зрительные иллюзии.

Сегодня к вершинам Эльбруса вновь отправились ученики первой и единственной в регионе вертолетной школы. Организовал ее москвич Александр Давыдов, который искал инструкторов по всему миру. Они на практике объясняют, как летать в ущельях, приземляться на маленьких высокогорных площадках, распознавать зрительные иллюзии, а иногда во время уроков случается и спасать заблудившихся альпинистов. Корреспондент НТВ Максим Березин записался в ученики.

У москвича Александра Давыдова было две нестандартных мечты — переехать на Кавказ и купить вертолет. Место для первой в регионе вертолетной школы Александр вместе с единомышленниками нашел у подножья Бештау. Сравнительно невысокую гору около полутора тысяч метров над уровнем моря они использовали как естественный полигон.

Александр Давыдов, вертолетная школа: «У нас здесь порядка 50 площадок вокруг Бештау, которые позволяют наработать достаточно хороший уровень техники горного пилотирования».

В школе есть несколько вертолетов с интересной биографией. Многие участвовали в высокогорных спасательных операциях по всему миру.

Частная авиация на Северном Кавказе пока развивается медленно. Команда Давыдова здесь в каком-то смысле первооткрыватели. Поначалу клуб специализировался только на обучении пилотов, но потом Александр стал сотрудничать с МЧС.

По соседству с такой непредсказуемой вершиной, как Эльбрус, легкие вертолеты, способные сесть практически на любом пятачке, — настоящий подарок для местных спасателей. Несмотря на небольшие размеры и кажущуюся хрупкость, вертолеты активно задействуют на самой высокой вершине Европы. Команда Александра Давыдова уже провела на этих машинах ряд уникальных операций на разных высотах — от 4000 метров до самых вершин.

Совместная с МЧС операция: заблудившихся польских альпинистов пришлось срочно эвакуировать из снежной ловушки. Для такой работы нужны допуски и специальные знания: погода, скорость ветра — все может измениться в минуту. Пилот должен вовремя учесть каждый фактор. Квалифицированных преподавателей школа ищет по всей России, не так много инструкторов посвящены в специфику горных полетов. Но есть и более масштабные проблемы. Заслуженный летчик-испытатель Венер Мухаметгареев убежден, что в стране остро не хватает вертолетов.

Венер Мухаметгареев, летчик-испытатель: «Страна просторная, и осваивать все эти просторы без такого рода авиации, как вертолетная, невозможно. Это и север, и труднодоступные горные районы».

В горы Александр Давыдов иногда летает просто для удовольствия. В солнечную погоду кажется, что Эльбрус совсем близко. На вертолетной площадке плюс семь градусов, через полчаса Александр сядет прямо на западной вершине, а там уже минус 40. Развлечение на любителя, но лучшего отдыха пилот-экстремал для себя пока не нашел.

Читайте также