Подводные археологи разгадывают тайны затонувших в Неве кораблей

05.11.2020, 19:22

Видеосюжет: Мария Сапожникова
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Уникальные исследовательские работы, важность которых сложно переоценить, проводятся в центре Петербурга. Напротив Румянцевского сада на Васильевском острове специалисты Русского географического общества исследуют дно Невы. Так пристально главную реку города изучают впервые.

Цель этого исследования — поиск и идентификация затонувших кораблей. Учитывая, что Нева всегда была зоной активного судоходства, остается только догадываться, какие тайны она хранит. Тем более, что акватория изучена лишь фрагментарно.

Сначала подводную часть истории Петербурга обследовали эхолотом. С помощью гидроакустической съемки обнаружили 150 объектов. Теперь водолазы погружаются, чтобы детально присмотреться, что из находок может представлять научный интерес.

У Университетской набережной затонула деревянная баржа с грузом корабельных деталей. Наполовину она в грунте. Но выделяется непропорционально широкая часть. Сверху множество гильз от артиллерийских снарядов. В этом месте даже гранитная стенка набережной посечена осколками. Во всех смыслах глубокое погружение в историю поможет узнать, что здесь произошло. Невская вода позволяет исследователям рассмотреть детали.

Сергей Фокин, водолаз-исследователь: «В районе Кронштадта на внутренней стороне дамбы видимость была меньше метра. Тут готовились тоже к подобному, но были приятно удивлены. В центре Петербурга видимость в Неве два-три метра. Это прилично. Сохранность, увы, оставляет желать лучшего».

Удивительно, что дно Невы вдоль берегов еще никто не обследовал. В целях безопасности судоходства проверяли только фарватер. У Эрмитажа, возможно, лежит самое старое судно из найденных на сегодня затонувших кораблей. Деревянный корпус с якорем XIX века, но обнаруженные на нем детали указывают, что находка петровских времен может стать сенсацией.

Как передает корреспондент НТВ Мария Сапожникова, каждое погружение водолазов — это словно путешествие во времени. На два, а то и на три века назад. В летний сезон здесь очень активная навигация, поэтому только в холодную осеннюю погоду, когда катеров на воде почти не остается, водолазам работать комфортнее. Им никто не мешает погружаться в историю.

Увиденное под водой специалисты фиксируют и рисуют эскизы. Так надеются разгадать приемы традиционного русского судостроения. Времени немного. Деревянные суда особенно быстро разрушаются в реке с быстрым течением.

Читайте также