Петербургские мастера дарят вторую жизнь автобусу ЗИС-155

26.10.2020, 19:40

Видеосюжет: Антон Зыков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге восстанавливают автобус, который прибыл в город из Ставропольского края. За самым старым представителем этой серии долго ухаживал его бывший водитель. Когда почувствовал, что уже самому тяжело, предложил позаботиться о старике своим коллегам из Северной столицы.

Механики устанавливают проем для лобового стекла. Следом идет радиаторная сетка, а рядом на веревочке, словно вяленые рыбы, висят элементы кузова. Модель автобуса ЗИС-155 — конструктор для взрослых. Каждая даже небольшая деталь собирается по частям.

Корпус машины чем-то напоминает самолет военного времени — весь в заклепках. В 40–50-е, говорят, эта авиационная технология обшивки стала передовым ноу-хау и перешла в машиностроение. Сейчас у рабочих никакой самодеятельности — воссоздают всё по чертежам.

Фёдор Черноусов, руководитель реставрации ЗИС-155 ГУП «Пассажиравтотранс»: «Все плоские листы и листы крыши сделаны из алюминия, так же из алюминия выполнено основание рамы. Но те элементы, которые предполагают некие изгибы и штампы, они сделаны из стали. Между собой они скрепляются такими ударными дюралевыми заклепками. Это общедоступная технология, всегда так делали».

Как результат общедоступные автобусы оказались легкодоступными для ржавчины, поэтому до наших дней дошли единицы. А с этим экземпляром вообще несказанно повезло — 70 процентов собственных деталей. Кровельные перегородки и приборную панель уже отшкурили и покрасили.

Тогда все-таки делали на века, признаются механики. Коробка передач у ЗИС-155, будто с завода.

У автобуса был родной двигатель, просто его не смогли завести из-за старости. И тогда в Татарстане совершенно случайно обнаружили точно такую же модель. Правда, она предназначалась для работы на насосной станции. Так бывает — в то время агрегаты делали универсальными. И вот еще одна удача: именно эта модель никогда не работала по предназначению. С 1961 года она была в резерве. Получается, такой старый новый двигатель.

Только на фотографиях автобус выглядит громоздким и неповоротливым. На деле компактная с 20 сидячими местами машина без крыши вообще кажется игрушечной. Эту модель «Пассажиравтотранс» пригнал из Ставрополя. В молодости на ней работал местный житель Юрий Мальцев. Спустя много лет он узнал, что его автобус собираются сдавать в утиль, и выкупил за символическую плату.

Подкручивал, смазывал, менял масло, заводил — сколько позволяли машина и здоровье. А теперь отдал в добрые руки и попросил только память сохранить об уникальном раритете. Насколько бережно получилось Юрий Мальцев увидит сам уже будущей весной на параде автобусов былых лет, куда выкатят и его старого знакомого, сообщает корреспондент НТВ Антон Зыков.

Читайте также