Галантный век породил гения

22.11.2011, 21:00

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Чтобы создать собственные оттенки мозаики, Михаил Ломоносов провел более четырех тысяч опытов. Его мозаичный портрет Петра I можно увидеть на грандиозной выставке в Эрмитаже.

Эрмитаж присоединился к празднованию 300-летия со дня рождения великого ученого и поэта Михаила Ломоносова. В музее решили подойти к юбилею нетрадиционно, всесторонне представив эпоху, в которой жил и работал известный всему миру энциклопедист.

Несколько сотен экспонатов уже успел осмотреть корреспондент НТВ Павел Рыжков.

300-летие Ломоносова Эрмитаж отмечает масштабной выставкой. Для того, чтобы представить личность гениального ученого, авторы экспозиции решили показать не только вещи, связанные с Михаилом Ломоносовым, но и с его временем, которое пришлось на царствование Елизаветы Петровны. Эта выставка создает не только атмосферу императорской России середины XVIII века, но и рассказывает о людях, которые окружали Ломоносова.

Выставка «Ломоносов и Елизаветинское время», бесспорно, — самая грандиозная из всех юбилейных, посвященных гению. Она занимает три зала. Самые любопытные экспонаты, которые многое могут рассказать о характере человека, — это, конечно, автографы.

Так, сохранился черновой вариант автобиографии, написанный Михайло Ломоносовым в 1754 году для канцелярии Академии наук по требованию герольдмейстерской конторы Сената. Ученый указал, что в 1745 году стал профессором химии — первым в русской истории. Ломоносов во многих областях опережал время. Одно из лучших доказательств этому — его мозаика.

Наталья Гусева, куратор выставки: «После каждого опыта он записывал рецептуру. И более четырех тысяч опытов он сделал, чтобы прийти к этим оттенкам. Потому что в Италии это хранили в тайне. И никто не знал секрета производства цветного стекла. Поэтому ему самому пришлось искать этот путь».

Петра I Ломоносов набрал сам, в римской манере. Сделал он это после того, как увидел мозаичный портрет Елизаветы Петровны, созданный в Италии. Как получались те самые кусочки смальты, можно представить, присмотревшись к макету лаборатории ученого. Правда, надписи на реактивах можно прочитать только с помощью лупы. Столь хрупкий экспонат впервые решились доставить из Кунсткамеры.

Виталий Королёв, заведующий сектором временных выставок сезонно-оформительского отдела Государственного Эрмитажа: «Большинство вещей не приклеены, а их надо просто в определенной последовательности поставить. Потому что вещи, которые стоят на печке, на столах они съемные. При переезде они были все отдельно упакованы и все было подробно зафиксировано. И потом вещи возвращались на свои места».

Время Елизаветы Петровны — это и офицерские мундиры, и шпаги, и парадные портреты самой императрицы. И, конечно, награды, которыми щедро осыпались придворные. К ордену приравнивалась и табакерка, осыпанная бриллиантами с царским вензелем.

Ломоносов боготворил Елизавету, посвящал ей оды и считал, что императрица продолжает традиции Петра I. Чтобы полнее отразить исторические свершения в ту эпоху, посчитали уместным выставить и предметы гардероба монарха, который правил во время Семилетней войны в Пруссии.

Михаил Пиотровский, директор Государственного Эрмитажа: «Русские войска разгромили прусские. Фридрих бежал, и есть изображение на кресте того, как он бежит. И после этого русские взяли Берлин в первый раз. Это один из результатов и времени Елизаветы, и деятельности всех тех, кто вокруг Елизаветы жил и работал. В том числе и Ломоносова».

Интересно, что идея выставки отнюдь не нова. Точно такая же экспозиция с тем же названием, но в оформлении знаменитого Лансере, прошла почти 100 лет назад в Академии художеств. И можно сравнить, как праздновали юбилей Ломоносова тогда и сейчас.

Читайте также