Россия будет судиться с Таджикистаном за самолеты

22.11.2011, 20:00

Видеосюжет: Евгений Голованов
Видео программы «Сегодня»

Под давлением Москвы Таджикистан освободил летчиков российской авиакомпании, но не снял с них обвинения. Конфискованные самолеты остаются в Таджикистане.

Сегодня российский летчик Владимир Садовничий, обняв родных и поблагодарив всех, кто его поддерживал, смог, наконец, уехать из таджикского города Курган-Тюбе, где провел под стражей полгода и мог провести еще восемь лет. Садовничему и его эстонскому коллеге Алексею Руденко, которых обвиняли в контрабанде и незаконном пересечении границы, смягчили приговор до двух с половиной лет и, учитывая закон об амнистии, освободили прямо в зале суда.

Надежда на столь благополучный исход появилась после того, как история вышла на уровень первых лиц. После резкой реакции из Москвы президент Таджикистана объявил, что берет дело под личный контроль, и уже через несколько дней генпрокурор республики пообещал, что в столь исключительных обстоятельствах наказание назначат ниже нижнего предела. Корреспондент НТВ Евгений Голованов передает с места событий.

К Хатлонскому областному суду на заседание кассационной коллегии летчиков привезли не на автозаках, а в обычных милицейских «УАЗиках». В это время десятки журналистов уже штурмовали здание, опасаясь, что места в тесном зале суда всем не хватит. Владимир Садовничий и Алексей Руденко со скамьи подсудимых наблюдали за происходящим с отрешенным видом. Казалось, ничего нового от очередного суда они не ждут. И судья в первые же минуты услышал от них традиционные ответы: виновными себя летчики не считают.

12 марта летчиков тогда обвинили в контрабанде авиационного двигателя, годящегося разве что на запчасти, незаконном пересечении границы и нарушении международных правил полетов. Их приговорили к восьми с половиной годам заключения.

Российская сторона осталась, мягко говоря, недовольна столь суровым приговором. За летчиков заступились на самом высоком уровне. Президент Дмитрий Медведев дал поручение всем госструктурам наладить диалог с коллегами из Таджикистана, чтобы найти выход из этой ситуации. Президент республики Эмомали Рахмон, в свою очередь, поручил положительно решить вопрос с осужденными. Это пожелание было услышано. На сегодняшнем заседании прокурор попросил судью смягчить приговор до двух лет, шести месяцев и 14 дней, но по амнистии сократить этот срок еще на два года. Переводить его речь с таджикского пришлось адвокатам.

Как поступить с летчиками, кассационная коллегия решала 6 часов. В итоге прозвучал вердикт, которого все так долго ждали. Пилотов освободили прямо в зале суда. Владимир Садовничий в первую очередь обнял сына. Тот специально прилетел на процесс в Курган-Тюбе. Затем поблагодарил всех, кто переживал за него в России и сделал все возможное для его освобождения.

Владимир Садовничий, командир экипажа Ан-72: «Огромное спасибо всем тем, кто принял участие вот в нашем освобождении, потому что без вас бы этого ничего не произошло. Поэтому огромное спасибо всем близким, кто был с нами».

Представители российского посольства теперь не отходят от русского летчика ни на шаг. Это и их победа.

Дмитрий Кабаев, советник посольства РФ в Таджикистане по политическим вопросам: «Самое главное, что освободили из-под стражи и что люди вышли на свободу».

Летчиков освободили, но обвинения не сняли. Самолеты Ан-72 авиакомпании Rorlon конфискованные по решению суда, пока останутся в Таджикистане. Теперь они — предмет других судебных разбирательств.

После более чем полугода пребывания в таджикской тюрьме первое и вполне понятное желание летчиков — поскорее вернуться домой. Однако пока их отвезли в посольство в Душанбе. Но по заверению их представителей, это всего лишь формальности. В ближайшее время и Садовничий, и Руденко уже смогут вернуться на родину.

На решение Хатлонского госсуда уже отреагировал Дмитрий Медведев. Он приветствует освобождение российского летчика. Как сообщила пресс-секретарь президента Наталья Тимакова, эта ситуация была на контроле у Медведева, по его поручению были проведены необходимые консультации с таджикскими властями, а также предприняты все меры по защите прав российского гражданина.

Читайте также