Минобороны покупает в Германии полигон будущего

11.11.2011, 20:16

Видео программы «Сегодня»

То ли учения, то ли военный пентбол с лазерным оружием. Такой полигон для военных уже есть в Германии, может появится и в России.

Сегодня жители Володарского района Нижегородской области вновь гадали, как отразятся на их жизни планы Минобороны по модернизации находящегося поблизости полигона «Мулино». Существующее с царских времен стрельбище решено превратить в тренировочную площадку для армии будущего. Для этого министерство планирует заключить контракт с одной из немецких компаний, которая уже построила и оборудовала точно такой же полигон в Германии.

Солдаты там воюют лазерными лучами, а начальники наблюдают за ходом боя не в бинокли, а глядя на мониторы компьютеров. Действия каждого солдата видны в режиме реального времени.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг съездил посмотреть.

25 километров в ширину, 45 — в длину, на этом поле танки грохотали и стреляли больше полувека. С начала вермахта вот даже на довоенном бункере сохранилась старая свастика, потом ГДРовские и советские надписи, здесь же — «Пермь» и «скоро дембель».

Бундесвер вернулся сюда лишь в 90-х, когда выяснилось, что стрелять на учениях по-настоящему больше и ни к чему, ведь один танковый снаряд стоит около 600 евро, а если пороховое оружие заменить на лазеры, получится и в сотни раз дешевле, и во столько же точнее.

Внешне все неизменно: и пальба холостыми, и условно раненные условно противником, и дым немецкого отечества. Но бутафорию театра военных действий дополняет нетеатральная и невидимая инженерия. За счет лазеров, компьютеров и GPS-передатчиков — всем этим перед началом маневров начиняют каждую боевую единицу, и учебная «войнушка по-немецки» становится почти войной.

Йенст Тэгн, военно-промышленный концерн: «В двух точках сенсоры, улавливающие лазерный луч противника. По кабелю данные передаются на бортовой компьютер, и перед вами точная сводка. Кто у вас попал, куда именно и сильно ли повреждена машина. Если же по вам ударили как следует, начинает мигать страбоскоп, сигналить остальным, что вы выведены из боя».

Таксисту Франке этот сигнал прежде давал не компьютер, а офицер и лишь по окончании учений. Что разглядит начальство в бинокль, то и было на самом деле. То ли дело теперь: час назад экипаж фельдфебеля Франке был вынужден выйти из боя. Вражий фаустпатрон по расчетам сверхточной системы угодил ровно в башню.

Борис Франке, обер-фельдфебель: «Если кого-то подобью, мне это тоже сразу видно. Естественно, у всех просыпается честолюбие, целятся более метко, прячутся более скучно. Ведь это напоминает скорее компьютерную игру».

За ее ходом в режиме реального времени наблюдают в штабе учений. Вот военному конвою в 20 километрах отсюда встретилась засада с диверсантами. А на дисплее компьютера эта перестрелка выглядит как игра «морской бой», только картинка со спутника.

Марко Вайсс, штабс- фельдфебель: «Эти пунктирные полосы — линии огня. Это значит, что синие, то есть „хорошие“, подбили из винтовки, кажется, да, это автоматическая винтовка, „красных“, те есть плохих диверсантов, прятавшихся в кустах. Ну, вот сообщается, что солдат убит».

Ян Краузе, рядовой: «Когда в меня попадают, компьютер пищит, а на маленьком экране сообщается, куда вошла пуля, задела ли меня, ранен ли или убит».

Однополчане пехотинца Яна пытались поначалу мухлевать. Кто вставлял перед новой войной старые батарейки, кто выдергивал проводки. Но компьютер — не человек, твердят военачальники, и его даже так не обдуришь.

Военный: «По окончании учений вы достаете из гранатомета эту карту памяти, на ней сохранены все ваши выстрелы. Вставляете ее в обычный ноутбук и смотрите, где и как промахнулись».

Уроки извлекают не только в Бундесвере, но и в России. В штабе немецкого полигона — фотоснимки с российским министром Анатолием Сердюковым. Делегацию из Минобороны полигон впечатлил настолько, что теперь немецкие специалисты возведут такой же в России. Контракт на строительство под Нижним Новгородом на стадии подписания.

Читайте также