Звезды Мариинки раскрыли секреты исторических подмостков

14.10.2020, 19:22

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Сегодня в Петербурге исполнилось 160 лет исторической сцене Мариинского театра. На тот момент, вторую половину XIX века, это был самый прогрессивный театр Европы. В день юбилея знаменитых подмостков современные звезды Мариинки рассказали, в чем сила этого театра и чем завораживает его закулисье.

Этим знаменитым подмосткам отдавали часть своей души лучшие танцовщицы мира: от Анны Павловой до Натальи Дудинской — великие лебеди русского балета. Да и слава самого «Лебединого» началась с четких линий белого акта Петипа-Иванова именно на сцене Мариинки.

С XIX века каждый танцовщик учится уживаться с наклоном сцены. Принято считать, что здесь он — 3 градуса. Но особо въедливые артисты готовы это опровергнуть и на практике, и в теории.

Александр Сергеев, солист балета Мариинского театра: «Расстояние между нижней точкой и передней 30 метров. И тогда мы бы получили метр перепада».

Александр Сергеев, используя тригонометрические расчеты, получил 1,9 градуса. И, как ни странно, этот старинный стандарт для оперных постановок работает в плюс и для балета.

Меццо-сопрано Екатерины Семенчук звучало на многих подмостках мира, но Мариинка, по словам певицы, занимает особое место. Заслуга этой сцены, обладающей так называемой сухой акустикой с малой реверберацией, и в рождении золотого репертуара русских опер, и в появлении великих певцов.

Екатерина Семенчук, меццо-сопрано, ведущая солистка оперной труппы Мариинского театра: «Это для дилетантов сцена непростая. Чтобы петь в этом зале, нужно набраться мастерства. Акустика стала более сложной, так как был извлечен битый хрусталь из-под оркестровой ямы. Но всё равно я считаю, что задача любого певца и артиста — использовать акустику зала. Сфокусировать голос настолько, чтобы он мог преодолеть пространство над оркестром».

Это чуть ли не единственная в Европе историческая оперная площадка, не тронутая современной реконструкцией. И ее старинное очарование порой становится частью декораций. Как, например, в сценической версии «Реквиема» Верди.

В Мариинском театре есть внушительная звонница. Большие колокола впечатляют. Их густое звучание можно услышать и в операх русской классики, и в произведениях Верди. Но когда здесь появились эти 200-летние великаны, никто не знает.

По одной из версий, колокола попали в театр в советское время, в начале 1920-х. Тогда же пришли и звонари — играть в сцене коронации в «Борисе Годунове». Для себя же высшей властью артисты, служащие в театре, считают намоленные подмостки. А саму Мариинку — не иначе как храмом, отмечает корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Читайте также