Российский газовый вентиль совершил исторический поворот

08.11.2011, 19:59

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Фото: Reuters © 2011.
Видео программы «Сегодня»

В городке Любмин на севере Германии был отвернут газовый вентиль, пустивший российский газ в Европу по трубе длиной в 1224 километра.

Сегодня городок Любмин на севере Германии пережил небывалый для себя наплыв звезд политического бомонда. Президент России, канцлер ФРГ, премьеры Франции и Нидерландов, а также сотни других VIP-персон приехали запускать «Северный поток».

Договор о прокладке самого длинного в мире морского газопровода был подписан в 2005-м, а торжественное открытие приурочили к визиту Дмитрия Медведева. Вентиль, пустивший российский газ в Европу в обход Польши и Украины, высокие гости отвернули лично. Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев передает с места событий.

Дмитрий Медведев уже не раз бывал в Федеративной республике Германии, но нынешний визит затмевает собой все предыдущие. Прежде всего благодаря пуску в строй проекта «Северный поток». Официально церемония называется «Прибытие российского газа». Кульминационный исторический момент: лидеры стран, чьи компании являются акционерами проекта «Северный поток», вместе крутят большой экран. Российский газ поступает в европейскую газотранспортную систему. Радость и гордость — вот чувства, которые мы сегодня испытываем, сказал один из руководителей компании Nord Stream Маттиас Варниг. Он напомнил, с какими проблемами и трудностями пришлось столкнуться при осуществлении проекта, жизнь которому дали в свое время канцлер Германии Герхард Шредер и президент России Владимир Путин. Самым тесным образом был связан с проектом и Дмитрий Медведев.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Я был председателем совета директоров „Газпрома“. Помню, разговоры были очень разные, каких только выступлений в тот период мы не наслушались, но самое главное, что сегодня все видят: задачи этого проекта абсолютно прагматические. Или экономические, если хотите. И можно уверенно сказать, что новый газопровод будет самым современным в этой сфере».

Тысячи людей работали 24 часа в сутки без выходных. Труба длиной 1224 километра была проложена по дну Балтийского моря всего за полтора года, после четырех лет подготовительных работ. Сегодня все отмечали несомненный успех. Французский премьер Франсуа Фийон назвал проект прорывом, за которым последует и более тесное политическое партнерство. А канцлер Ангела Меркель считает «Северный поток» крупнейшим инфраструктурным проектом нашего времени.

Ангела Меркель, федеральный канцлер Германии: «Это сотрудничество экономически взаимовыгодно, и Россия, и страны-получатели газа только выиграют. Я хочу искренне поблагодарить всех, кто участвовал в реализации этого проекта».

Медведев на вертолете возвращается в Берлин, где утром в рамках официального визита встречался с президентом ФРГ Кристианом Вульфом. После переговоров оба президента провели совместную пресс-конференцию, где Медведева спросили на самую острую сейчас в мире тему — про угрозы Израиля в адрес Ирана.

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Мы понимаем, насколько сейчас на Ближнем Востоке накалены страсти. Мы понимаем, в какой ситуации находится часть государств Ближнего Востока. Мы понимаем, что ближневосточный процесс, по сути, находится в тупике, развития никакого нет, хотя все участники переговоров, все посредники прилагают к этому довольно значительные усилия. И если сейчас в этих условиях поднимать милитаристскую волну, угрожать кому-то, это может спровоцировать очень сложные последствия, вплоть до конфликта».

Оба президента дали высокую оценку проекту «Северный поток», имеющему большое значение для энергетической безопасности Европы. Дотошные немцы подсчитали, что одна ветка газопровода состоит из 101 тысячи труб большого диаметра, каждая весом 24 тонны, что при строительстве было использовано стали в 242 раза больше, чем для Эйфелевой башни, что российским газом будут пользоваться 26 миллионов домохозяйств в западной Европе и тому подобное в том же духе. А в целом напрашивается вывод, что проект, который в свое время в Восточной Европе, кто сравнивал с пактом Рибентропа-Молотова, для Европы ничто иное как благо.

Читайте также