Как Groupon стрижет купоны

07.11.2011, 23:56

Видео программы «Сегодня»

IPO Groupon Incorporated прошло на ура: правда свои акции скидочный онлайн-сервис продавал без скидок.

Сегодня крупнейший в мире онлайн-сервис по предоставлению скидок делился результатами собственной выгодной сделки. IPO (то есть первичное размещение акций) Groupon Incorporated оказалось одним из самых успешных в истории интернет-компаний. Чем объясняется такой ажиотаж? Как работают скидочные сервисы, и какими темпами растет онлайн-торговля? А также что нужно знать, чтобы сэкономить при помощи Интернета?

Корреспондент НТВ Сергей Морозов выяснял.

Сходить на шоколадную фабрику, а потом вылечить зубы, взять уроки вокала и пойти подпевать на концерт Петра Мамонова. Похудеть, сделать профессиональную фотосессию, а потом еще и продвинуть сайт с этими фотографиями — целую жизнь можно прожить со скидкой. Экономия из ничего: зашел на сайт, зарегистрировался и получай скидки: массовое потребление позволяет приобретать все по оптовым ценам. Таких компаний — десятки, Groupon — просто одна из первых.

Два года назад, когда компания Groupon только начиналась, там работали всего 37 человек, а сейчас — больше 10 тысяч. И вот фирма размещает свои акции в Нью-Йорке.

Заинтересовались ли инвесторы скидочной компанией, узнаем у экономического обозревателя НТВ Игоря Полетаева.

Сергей Морозов: «Игорь, а свои акции Groupon тоже со скидкой продавала?»
Игорь Полетаев: «Как бы не так, коллега. Спрос на акции Groupon стал ажиотажным. В рамках IPO компания продала 5,5% акций, выручив 700 миллионов долларов. Всю компанию таким образом рынок оценил в 12 миллиардов 800 миллионов долларов. В первый день торгов акции дорожали на 50%, но финишировали 30-процентным ростом.

Хороший результат для компании, которая за свою трехлетнюю историю не была прибыльной, а стоимость ее активов не дотягивает до 800 миллионов долларов (при этом долги превышают эту сумму).

Чтобы не обанкротиться, компания должна быстро расти (очевидно, что деньги от IPO и должны этому помочь). Groupon уже напророчили судьбу доткомов, крахом которых ознаменовался приход нового тясячелетия. Эксперты говорят, что подавляющая доля акций, которые были куплены в рамках IPO, тут же перепродали, а значит их рост в значительной мере спекулятивный».

И все же собрать 700 миллионов в момент биржевого кризиса, да еще и для интернет-проекта — это очень много, больше на первичном размещении собрал только Google. На скидочные сайты по всему миру подписаны десятки миллионов людей, от желающих нет отбоя: скидок на всех не хватает.

Анастасия Латыпова: «Главная проблема — когда ты покупаешь по скидке, ты не можешь записаться. То есть тебя там могут записать через месяц, потому что очень много желающих, это много проблем. То есть если ты хочешь сделать сегодня маникюр, то ты его не сделаешь. Я этим пользуюсь достаточно часто, даже, например, когда у меня была свадьба, благодаря скидке мы заказали Mersedes дешевле, чем мы могли это сделать».

Чтобы войти на российский рынок, американский Groupon просто купил начинавшую здесь российскую компанию. Клиенты — бесценные люди: для них скидки — это уже не способ экономии, а увлечение. Компания не отстает: предлагает дешевле то, что клиент раньше не купил бы ни за какие деньги.

Виктор Лысенко, компания Groupon Россия: «У нас есть большое количество подписчиков на наш сервис, каждое утро в почтовый ящик к человеку приходит письмо с информацией о скидке. Это могут быть услуги СПА, рестораны, боулинг, картинг, полет на воздушном шаре, поездка в другую страну, какие-то товары на эксклюзивных условиях».

Компьютерные сети все сильнее затягивают обычного человека: сначала через Интернет люди писали сообщения, знакомились, влюблялись, а теперь компьютер захватил самое святое в жизни современного человека — шопинг. Специалисты подсчитали, что в США интернет-торговля уже в 2020 году будет расти быстрее, чем обычная: вместо многочасовых прогулок по магазинам люди будут совершать не менее долгие прогулки по торговым сайтам.

Так ли все серьезно — мы спросили корреспондента в США Юлии Васильченко, она как раз встречает утро за компьютером.

93% американских потребителей подписаны на электронные рассылки — рекламные акции о распродажах и скидках. К скидочным купонам американцы привыкли давно, раньше их вырезали из газет, теперь все переместилось в Интернет.

Каждый пятый американец отказался от бумажных книг. Вместо них — TouchPad, куда можно загрузить целые библиотеки, a вместо дисков — iPad и iPhone. В Нью-Йорке практически исчезли магазины, торгующие книгами, CD и DVD-дисками. Все эти покупки переместились в Интернет.

Самое большое отличие от российской интернет-торговли: здесь не надо оплачивать покупки наличными курьеру — все интернет-магазины принимают кредитные карточки.

Корреспондент: «Вот, например, я сегодня решила купить свитер. Захожу на веб-сайт, выбираю нужный цвет, нужный размер, оплачиваю по кредитной карточке и нажимаю кнопку „оформить заказ“. И что самое главное — отличная работа почты. Уже на следующий день покупку доставляют мне домой».

У скидочных компаний — много конкурентов: это и всеядный Google, и интернет-магазин Amazon (оттуда, кстати, Groupon переманил трех ведущих менеджеров). Преимущества массовых закупок ощутили и российские интернет-продавцы.

Оксана Нейбауэр, менеджер по развитию онлайн шопинг-клуба: «Не надо никуда идти, ехать, просто заказать товар, и вам привезут все это домой. За счет этого экономится очень много времени, а это — большая находка для современного человека. У нас очень большие объемы продаж, за счет этого мы можем договориться с поставщиками».

Психологи говорят об «избалованном поколении», которое привыкло получать все нажатием кнопки.

Роман Захаров, психолог: «Когда у ребенка с детства много игрушек разноцветных, и гормон счастья у него вырабатывается только когда много стимулов — визуальных раздражителей, и в ситуации, когда у него все мелькает, сверкает, человек один уходит в игровую зависимость, другой — в компьютерную, а третий — в шопоголизм».

Если бы купленные через Интернет товары и услуги можно было бы там же и использовать, было бы вообще идеально. А так бывает, что купил вроде со скидкой, а на самом деле — переплатил.

Сергей Барышников: «Я покупал купон, заявлялся изысканный европейский отдых в одной из усадеб под Калининградом. А на самом деле когда мы туда приехали, оказалось недостроенное здание, в котором обитали стаи непонятных мух, в душе был грибок, а в столовой напротив была яичница за 600 рублей».

Руководители интернет-компаний уверяют, что строго отбирают своих поставщиков, и подобные неудачи — редкость. Но исследователи рынка говорят, что для поддержания скидочного дела надо постоянно искать новые и новые предложения, это превращается в настоящую гонку, а финансовая часть начинает напоминать пирамиду.

В общем, делать бизнес на человеческой жадности утомительно: слишком большой спрос.

Читайте также