Лесная братва: кто греет руки на незаконных вырубках леса

08.10.2020, 17:30

Видео программы «ЧП. Расследование»

Хищническое воровство русского леса. Криминальные бригады с бензопилами орудуют практически во всех лесных регионах нашей страны — от Карелии до Камчатки. Масштабы незаконной рубки можно назвать катастрофическими. «Черные лесорубы» оставляют за собой пустыню. Их ловят и судят. Но пока одних фигурантов пытаются призвать к ответу, «на поляну» выходят десятки других.

Схема, по которой работают классические «черные лесорубы», достаточно проста. Бригада с бензопилами заходит в лес. Подходящие деревья спиливают, проводят первичную обработку, затем цепляют трактором и вытаскивают поближе к дороге. К вечеру подъезжают тяжелые лесовозы, на которых и перевозят дорогостоящую добычу.

Но чтобы доказать вину браконьеров, одних только поваленных стволов мало. Довести до суда дело можно, если взять лесовора с поличным. Как это сделал иркутский лесничий Владимир Борисов. Отпираться не было смысла, поэтому лесоруб Олег решился на чистосердечное признание. Как оказалось, его работодатель — местный фермер, разводит скотину. Но деньги, судя по всему, зарабатывает на другом. Скупает и продает ворованную древесину. За телегу кругляка платил по пять тысяч рублей.

Конечно, водятся в русских лесах и браконьеры с более серьезным аппетитом. Так, в Ивановской области разоблачили крупнейшее в регионе преступное сообщество «Славянские», участники которого на древесине озолотились. И нанесли 250-миллионный ущерб государству.

История, когда силовикам удается выявить всю криминальную цепочку, — большая удача. Как правило, воротилы преступного бизнеса уходят от ответственности. Наказывают только исполнителей. Одних поймали и посадили, другие вышли из колоний и снова ушли в лес за добычей. Деревянная валюта всегда в цене.

Екатерина Кузнецова, следователь: «В некоторых случаях бригады состоят из родственников, и это осложняет процесс следствия, так как получить от них какие-либо показания в отношении своих же близких очень сложно».

Рейды в отдаленных таежных районах, полицейские и лесные инспекторы проводят нечасто. Доехать до места сложно, а результата может и не быть. Помочь им призваны высокие технологии. Мониторинг лесов сегодня ведется даже из космоса.

Под наблюдением спутников находятся 30 регионов, где ситуация с незаконной вырубкой наиболее сложная. Как это работает? Делается два снимка с разницей в день. Компьютер автоматически их сравнивает и сигнализирует, где есть расхождения. Например, вчера был реликтовый лес, а сегодня его не стало. Был зеленый цвет, а стал коричневый. Значит, кто-то пилит.

После этого выясняют — есть ли в этом месте участки под законную заготовку или кто-то решил срубить легких денег. Если второе — на место выдвигается оперативная группа. Но пока подводит скорость. До момента, пока спутник выявит незаконную делянку, проходит в среднем четыре дня. За это время может быть уничтожено порядка 20 гектаров леса.

Древесину воруют по всей России — ​от Карелии до Приморья. Но основный «ареал» обитания «черных лесорубов» — таежные леса Сибири. Украденные стволы чаще всего попадают на лесозаготовительный пункт, откуда доставляются на ближайший полустанок, где нелегальная продукция грузится в эшелоны и движется в сторону границы с Китаем. Там готовы покупать кругляк без лишних вопросов и документов. Ведь на территории Поднебесной рубка леса запрещена.

Навести порядок в отрасли и заставить рубить и продавать лес честно, потребовал президент.

Владимир Путин: «Поручаю с 1 января 2022 года ввести полный запрет вывоза из России необработанных или грубо, только для вида обработанных лесоматериалов хвойных и ценных лиственных пород. Также предлагаю ввести должность главного федерального государственного лесного инспектора по субъекту Федерации».

У специалистов уже есть ряд предложений по декриминалиции лесного хозяйства. Например, электронная система «ЛесЕгаис», которая поможет проследить судьбу каждого дерева. В планах оборудовать приемниками ГЛОНАСС каждую машину на лесных делянках. Возможно, даже конфисковывать технику без таких приемников. А еще вести видеофиксацию всех этапов переработки и хранения древесины.

Эксперты признают, если сегодня не остановить бесконтрольное истребление вековых сосен, ясеня и кедра, то завтра вместо тайги могут остаться только пеньки. В России осталось всего 3% лесов, которые никогда не пилились. Кто греет руки на незаконных вырубках леса? Кому выгоден этот теневой бизнес? В чьи карманы утекают доходы? И что надо сделать, чтобы вывести отрасль из темной лесной чащи — смотрите в фильме «Темный лес» из цикла «ЧП. Расследование».

Читайте также